Москва - Азовское море на яхте - Безопасные-Лодки.РФ

1-я серия Подготовка и начало путешествия. Жизнь на яхте на земле. Переход Нижний Новгород — Чебоксары. Инцидент при шлюзовании.

2-я серия Старт регаты в Казани. Душевные посиделки с рыбаками из Саранска. Ночью сорвало с якоря в Устье Камы. Первый шторм.

3-я серия И снова шторм. Прибытие в Ульяновск, Сенгилей. Окончание первого этапа путешествия в Тольятти.

30 мая 2018

Сегодня началось наше путешествие, которое готовилось долгие четыре месяца, под кодовым названием «Идем на Азов». Планы периодически менялись: сначала была мысль стартовать из Москвы, собирались, обзванивались люди, желающие присоединиться к нашему походу. В итоге был выбран следующий маршрут: Москва – Н.Новгород с яхтой по земле, Н.Новгород — Азовское по воде. 

Это первый этап путешествия, который мы осуществляем на автомобиле с прицепом и собственно яхтой на нём. Дальше на яхте доходим до Тольятти, делаем небольшой перерыв (Жене необходимо съездить за новой яхтой в Польшу, чтобы доставить ее клиенту (отдельное путешествие смотреть >>>)), оттуда, только уже спустя 12 дней, начинаем третий этап нашей экспедиции – заключительный до Таганрога.

Итак, да, 6-7 часов пути, и мы в Нижнем – думали мы, спокойненько скидываемся в яхт-клубе «Лето» — практически в центре города и день-два гуляем по городу, на месте слияния Оки и Волги делаем памятные фотки, топчем Чкаловскую лестницу, ну и т.д. Да, так мы думали, но жизнь внесла свои коррективы. 
Настоящее путешествие не может идти всегда по плану… По крайне мере, у нас. Началось все с сюрпризов погоды. Как раз аккурат 30 мая в Нижнем случился апокалипсис. Ветром повыдергивало деревья, посрывало крыши, порвало провода. Поэтому яхт-клуб «Лето» посоветовал выбрать другой яхт-клуб, дорогу в который не завалило поломанными деревьями и где не отключили свет из-за урагана. 
В срочном порядке договорились с яхт-клубом «Рыбачий» на то, чтобы сброситься у них. Нам было озвучено, что постоять сутки и воспользоваться слипом будет стоить 1000 рублей. Три (!!!!) часа мы выбирались из московских пробок, по дороге вспоминая всевозможные игры с детьми. (В итоге дорога до места назначения заняла 10 часов). Игры закончились, сочинялись сказки, потом пошла информация по Нижнему Новгороду – что назывался он раньше Горький в честь писателя Максима Горького, плавно ознакомились с его биографией, посмотрели мультик про «Данко», прочитали поэму в прозе «О Буревестнике». Мне самой, честно говоря, было интересно вспомнить, что ж там за Данко такой и почему ему пришлось сердце из груди вырывать. Ну и «Буревестник» звучал довольно актуально, учитывая обстоятельства. В общем, время в дороге провели с пользой…

Итак, да, 6-7 часов пути, и мы в Нижнем – думали мы, спокойненько скидываемся в яхт-клубе «Лето» — практически в центре города и день-два гуляем по городу, на месте слияния Оки и Волги делаем памятные фотки, топчем Чкаловскую лестницу, ну и т.д. Да, так мы думали, но жизнь внесла свои коррективы. 
Настоящее путешествие не может идти всегда по плану… По крайне мере, у нас. Началось все с сюрпризов погоды. Как раз аккурат 30 мая в Нижнем случился апокалипсис. Ветром повыдергивало деревья, посрывало крыши, порвало провода. Поэтому яхт-клуб «Лето» посоветовал выбрать другой яхт-клуб, дорогу в который не завалило поломанными деревьями и где не отключили свет из-за урагана. 
В срочном порядке договорились с яхт-клубом «Рыбачий» на то, чтобы сброситься у них. Нам было озвучено, что постоять сутки и воспользоваться слипом будет стоить 1000 рублей. Три (!!!!) часа мы выбирались из московских пробок, по дороге вспоминая всевозможные игры с детьми. (В итоге дорога до места назначения заняла 10 часов). Игры закончились, сочинялись сказки, потом пошла информация по Нижнему Новгороду – что назывался он раньше Горький в честь писателя Максима Горького, плавно ознакомились с его биографией, посмотрели мультик про «Данко», прочитали поэму в прозе «О Буревестнике». Мне самой, честно говоря, было интересно вспомнить, что ж там за Данко такой и почему ему пришлось сердце из груди вырывать. Ну и «Буревестник» звучал довольно актуально, учитывая обстоятельства. В общем, время в дороге провели с пользой…

Ночью же пришлось резко решать очередную проблему: папа наш, заправляя яхту бензином, перестарался немножечко, и под банкой у нас оказалось небольшое озерцо с бензином. Запах в салоне нетрудно себе представить. Пришлось в срочном порядке все вычерпывать и проветривать. В общем, где-то в 2.00 ночи мы наконец-то перегрузили детей в яхту, предварительно постелив им постельки, согрелись Вебастой, подкрепились Дошираком и уснули.

Следы прошедшего урагана особо в глаза не бросались, только уж больно холодный и напористый дул ветер, периодически крапал дождь и в общем-то было достаточно мерзко. На фоне этого стихийного состояния природы бальзамом на душу проливались соловьиные трели, как будто им дела нет никакого до погоды, гораздо важнее другие дела. Соловьи, соловушки, вы очень классные и поёте чудно!  

Итак, наши расходы за этот день:

Заправка Крузака – 3400 + 3400 р.

Заправка яхты (бензин и дизель) всего около 100 литров (наливали полный бак и с собой канистры) – 4380 р.

Поели в дороге в нашей любимом «Помпончике» — на 613 руб.

31 мая 2018

Холодно, ветрено, мокро – три слова, характеризующие сегодняшнюю погоду. Тучи бегут очень быстро, на мгновения в их разрывах мелькнет солнце и начинает казаться, что всё не так уж и плохо. Но вот мгновение ушло, и вновь холодно, ветрено и мокро… Температура опустилась до +7. Из сумок были извлечены все самые теплые вещи – на детей были одеты кофты в количестве 4 штуки на каждого, пожалела, что не взяла колготки, шапочки и перчатки.

Последний день весны просто задался! Ветер шквалистый, скидываться отговорил управляющий яхт-клубом. Решили, а то и правда, лучше постоим себе на земле спокойненько. Тем более, что яхта как дом на колесах позволяет практически автономно существовать с каким-никаким комфортом. Чего не хватало, так это полноценного туалета. Наш гальюн без танка и смываемый забортной водой не подходит для пользования им на земле. Так что любезно предоставленный яхт-клубом доступ в общественный туалет – выход из ситуации. Одно но: бежать под дождем в скудной одежке навстречу ветру не самое приятное занятие… В общем, чтобы яхта была аналогом дома на колесах, следует все-таки продумывать конструкцию туалета.

Сегодня к нам приходили гости – желающие посмотреть на яхту. Отличные ребята – Виталий, Аня и их сын Глеб пришли не с пустыми руками, а принесли целый огромный пакет сдобных булочек и пиво от местного производителя. Мы по достоинству оценили и то и другое, действительно, очень вкусные булочки и легкое приятное пиво «Горьковское». Интересно, что они всей семьей болеют водой: имеют жилье на берегу реки, небольшую надувную лодку с мотором, Глеб в свои 7 лет мечтает стать капитаном. Про парус они даже не задумывались, заглядывались на моторку. Когда увидели парус, хоть и не на воде, потрогали его руками — Виталий помог Жене поставить мачту, оценили объем жилого пространства, глубоко задумались… Утренняя встреча продолжилась вечерними посиделками допоздна с пиццей и макаронами, и, понятно дело, с пивом! Одним словом, приятное знакомство.

Местные из яхт-клуба категорически не советовали нам спускаться на воду сегодня, уж слишком непредсказуемый и сильный сегодня ветер, поэтому было принято решение стоять на суше еще одну ночь. Посмотрим, что будет завтра. Сегодня же успели сделать и очень важную вещь – закупиться провиантом на переход до Чебоксар. От Н.Новгорода до Чебоксар 250 км, т.е. где-то 3 дня ходу. Взяли то, что не требует длительного приготовления: макароны, Дошираки, молодую картошечку, ультрапастеризованного молока, консервов, крупы рисовой, манной. Ну и скоропортящегося на первое время – колбаски там, сметанки, сыра, немного овощей и фруктов. Воду мы пьем из бака и готовим на ней же. Так что эту статью расходов минусуем из бюджета.

Пока мы ходили по Ашану (Аня посоветовала ТЦ «Фантастика»), дети в кино посмотрели мультик «Два хвоста». Это был их первый киносеанс, на котором они были без родителей. Эээххх, совсем большие стали.

Недосып, конечно, сказывался весь день. Я себя чувствовала какой-то залипшей мухой. Всё вокруг было словно в тумане. Зато вечером уставшие, замерзшие, а потом отогретые в тепленькой каютке, слегка выпившие, уснули мертвым сном.

Наши затраты на сегодня:

Стоянка 1 сутки в яхт-клубе – 1000 руб (ремарка: оно, конечно, того не стоило. Нам не смогли предложить ни электричества, ни воды, ни душа. Туалет очень старый и негигиеничный. Так что за такие деньги совсем не тот уровень комфорта, который бы следовало ожидать).

Провиант – 4000 руб

Кино детям – около 400 руб.

01 июня 2018

Первый день лета и совсем не летняя погода, ну и настроение тоже. На рассвете было 3 градуса тепла, с учетом ветра ощущались они как -1. Вот не вру, руки замерзают, штаны продувает насквозь, сразу мысль, ну где мои колготки?

Сегодня наш папа уехал в Москву отвозить машину с прицепом. Ему надо было успеть до вечера, потому что уже в 23.50 у него поезд до Н.Новгорода. Как ни странно, дорога до Москвы заняла оптимальные 6-7 часов. Домой он даже не заезжал, оставил машину с прицепом в яхт-клубе и рванул на Ярославский вокзал. Несколько часов побродил в ожидании поезда, а уже утром часов в 6 утра был на борту нашего Janmor. В купе с ним ехал аргентинец, путешествующий по России, довольно хорошо говорящий по-русски, т.к. прожил здесь 2 года. Поговорить особо не удалось, очень уж хотелось спать после долгой дороги.
Почти весь день просидели на яхте: я делала маникюр, дети смотрели фильм «Армагеддон» с Брюсои Уиллисом в главной роли. По дороге в Н.Новгород я вспомнила про этот фильм в контексте «Легенды о Данко», где человек жертвует жизнью ради других людей, и кратко пересказала им сюжет. Они так заинтересовались, что сегодня уговорили меня показать им его.
К вечеру погода улучшилась и мы решили все-таки хоть одним глазком да посмотреть на Нижний. Обидно было бы совсем его не посмотреть. До центра доехали на такси, благо ехать 6 км. А вот насчет обратного возвращения я не подумала, ибо телефон мой был высажен практически в ноль и вызвать такси до яхт-клуба я бы уже не смогла. Но, в общем-то, это было даже к лучшему, потому что мы – большие молодцы – взяли да и прошли всю обратную дорогу пешком.
Посмотрели мы немного – Чкаловскую лестницу, стену Нижегородского Кремля и памятник кораблю-герою. Дети без проблем поднялись и спустились по лестнице, хотели пройтись куда-нибудь в центр, но проход от лестницы был перекрыт строящейся сценой в честь ЧМ по футболу 2018, а обходить стало лень.
Путь к яхт-клубу превратился в маленькое приключение. Хорошо, что идти нам надо было вдоль Гребного канала. Повсюду птицы поют, солнце из-за туч появляется, вссе кругом зелено, на берегу канала много хороших дорогих ресторанов, чьи-то виллы. Проходили мы и под канатной дорогой, и мимо Парка Победы. Чтобы сделать наш путь веселее, мы устраивали забеги, кто быстрее добежит от этой линии до воооон той припаркованной машины. Побеждал все время Лёва, он оказался самый выносливый среди нас. Как же он радовался!
А вот Гошу в какой-то момент силы покинули, он расплакался, что больше не может идти. Мое обещание, что если они дойдут до яхты пешком, то им обеспечены мультики, прибавило сил. Правда, когда мы добрались до дома, им было уже не до мультиков. Выпили по стакану теплого молока и отрубились.
Я же, наоборот, долго не могла уснуть, все мне мерещилось непонятно что. То какой-то огонёк мелькнет, то шаги почудятся, ветер стучал веревками по мачте, а она, надо сказать, звенит очень знатно, как будто по пустой консервной банке долбят. В итоге, конечно, я сделала над собой усилие и уговорила себя, что все нормально. Мы на территории охраняемого яхт-клуба, привязаны крепко, погода ветренная, но не так, чтобы ураган. НУ что тут может пойти не так? Здравый рассудок победил, и ночь прошла незаметно.
Расходы:
Билет Москва-Н.Новгород – 3242 руб (купе)
Топливо на 2900 руб.
Яндекс такси по Н.Новгороду – целых 87 руб.
Перекус на Ярославском вокзале 600 руб

02 июня 2018 

До обеда Жека приходил в себя после вчерашней поездки и готовился к отплытию. Дозаправили баки топливом, подвязали все веревочки, залили воды, зарядили аккумуляторы и в 11.40 с Божьей помощью отправились в наше такое долгожданное и такое волнительное путешествие.

Ветер был бодр, дул почти в спину, поэтому рискнули и поставили парус. И не пожалели, весь день до самой ночевки шли под парусом. Средняя скорость не меньше 10 км/час. С сильными порывами выжимали все 14 км/ч. Гоша сначала занервничал, очень он не любит парус. Когда лодка сильно кренится, он кричит: «Снимите парус, снимите парус…», плачет и по всему видно, что ему действительно очень страшно. Забился он в носовую каюту, весь напрягся и стал ждать крена. Но папа-то наш поднаторел, пока в Москве будущих покупателей катал, научился пользоваться автопилотом, гико-шкотом и уже не позволял яхте сильно крениться. Гоша полежал-полежал, поныл немного на тему: «Снимите парус…», потом понял, что ему ничего не угрожает и заснул. Проснулся уже другим человеком: вышел в кокпит, посмотрел, как папа работает с парусами, убедился, что всё под контролем, с облегчением выдохнул, и теперь не боится плыть с нами куда угодно. Это было так здорово: видеть, как человек побеждает свои страхи. Вот только что было страшно, а сейчас уже нет. Мы постарались с пользой провести время: читали книжки, решали развивающие задачи, рисовали. Не обошлось, конечно, без мультиков: хорошо, что на ноуте были накачаны «Смешарики. Пин-код». Какой же талантливый, интересный, полезный мультик. Всей семьей его обожаем. «Маша с медведем» нервно курят в стороне. Вот уж вредительский мультфильм…

Кстати, о вредительских произведениях: взяли с собой подаренную нам книгу «Чарли и шоколадная фабрика». Когда я ее читала детям, у меня, честно говоря, волосы на голове зашевелились. Вроде бы начиналось все так невинно, в стиле Андерсена. Хотела кратко описать сюжет этой очень странной сказки, но мне лень. Кто заинтересовался, почитайте. Книгу мы все-таки осилили, хотя не один раз у меня было желание бросить это дело.

По поводу книги даже не выдержала и оставила отзыв на отзовике.

Мы думали, что ночевать будем где-нибудь на якоре, но вдруг неожиданно для себя увидели небольшую лодочную станцию. Оказалось, что это город Лысково, гостевая стоянка в яхт-клубе которого стоит 200 рублей в сутки. 

Решили остановиться здесь, потому что бензобаки все еще нуждались в ремонте (как оказалось, разъело прокладку на крышке бензобака и при крене он выплескивался), Жене пришлось лезть под банку, снимать крышку и проклеивать герметиком. Еще в Лысково нас так загрызли комары, что Лысково очень захотелось переименовать в Комарово. Теперь дети все в расчесанных ранах.

03 июня 2018

Наконец-то потеплело. Выглянуло солнце, даже стало жарко, правда, пропал ветер. Весь день шли под мотором. Папа успел несколько раз вздремнуть, пока он спал, мы с детьми устроили душ прямо в кокпите. Разогрели пару чайников воды и вымылись с мылом под теплыми лучами солнца. И даже организовали большую стирку. Пробовали прополоскать постиранное белье в реке, но ничего хорошего из этого не вышло. Волжская грязь как на фильтре осела на наших носочках, пришлось все перестирывать. Заодно мы убедились воочию, что вода в реке, мягко говоря, не очень чистая. Благодаря автопилоту, совершенно спокойно можно делать любые дела, находясь в кокпите, главное, следить за картой и смотреть, не идет ли кто навстречу.

Пообедали тоже наверху. Поставили столик, наварили макарон с сыром и, подставив свои бледные телеса солнцу, с наслаждением поедали наш шикарный обед.

Заночевали в симпатичной бухточке за 5 км. от Козьмодемьянска, пытались рыбачить, но увы… Вчера рыбалка тоже не увенчалась успехом, более того, дети еще и утопили блесны со своих дергушек, и сегодня рыбачили вообще не понять на что.

Так и прошел наш день.

04 июня 2018

г. Чебоксары

От места нашей ночевки до Чебоксар осталось всего ничего. В 8.30 мы вышли, в 14.00 уже были в городе Че. Решив воспользоваться посещением города, я записалась заранее в парикмахерскую на процедуру для укрепления волос. 

Ждали меня  в 14.00, но пока мы швартанулись, пока вызвала такси, а ехать пришлось в Ново, пока доехала, было уже 15.00. До 19.00 я наслаждалась и листала местные журнальчики. Меня так согрели эти провинциальные репортажи. В каждом журнале статьи про известных людей города: про бизнес-вумен, которая открыла свой магазин детских товаров, про спортсмена, защищающего честь города по тяжелому весу (что-то такое), про ведущую новостей на местном ТВ, нашлась даже статья знакомой моей сестры — поэтессы (моя сестра Лена жила в Чебоксарах пару лет). Это так мило, что в таком небольшом городе люди стараются интересно жить, что-то придумывают, пишут рассказы, открывают новый бизнес.

Еще одним впечатлением от города стали таксисты. Всегда замечала: так интересно рассказать о городе как туристы мало кто может. За две небольшие поездки в парикмахерскую и обратно я узнала, что Новочебоксарск и Чебоксары хотели объединиться, но на референдуме жители проголосовали против, что мэра Новочебоксарска посадили за какие-то делишки вскоре после этого и в тюрьме он работал, открывая и закрывая ворота на зону, сейчас уже вышел. А еще в Чебоксарах раньше было много заводов (и швейные фабрики, и хлопчатобумажный комбинат, и какие-то машиностроительные заводы), но в лихие 90-е всё разворовали. Из всех предприятий выжила только кондитерская фабрика, которую не смогли отнять никакие бандиты, про владельца фабрики таксист говорил с явным уважением. Был в Чебоксарах и такой руководитель Николай Федоров. При нем на берегу залива был поставлен огромный памятник. Статую на берегу в виде женщины с раскинутыми в стороны руками до сих пор в шутку называют «Колькина» мать, а рядом с этим памятником сейчас, оказывается, поселились лисы, все вокруг изрыто их норами, лисы питаются утками, коих очень много в Чувашии, и вот наплодились практически в центре города.

Пока я прохлаждалась в салоне красоты, Женя с детьми поужинали в пиццерии, поиграли на детской площадке и показали лодку Сергею, который заинтересовался нашим путешествием, следил за нами в Youtube. Он принес целый пакет фирменных чебоксарских конфет, дети перепробовали все и больше всего им понравились конфеты «Адель», один в один «Рафаэлло», решили докупить завтра еще килограммчик. А еще откуда ни возьмись на столе оказались готовые шашлыки и бутылочка красного сухого винца. Мы просидели весь вечер за столом, проговорили несколько часов и даже не заметили, как пролетело время.

05 июня 2018

г. Чебоксары

Погода так себе: пасмурно, но обещали более-менее тепло (около +20 градусов). Решили воспользоваться неограниченным доступом к воде и провести уборку на яхте. Я вместе с детьми убиралась внутри, Лева и Гоша пылесосили, раскладывали свои игрушки на место, чем заслужили даже по 15 минут игры на гаджете, папа намывал палубу. К 10.00 утра у нас уже всё было готово. Яхта просто сверкала чистотой, а мы решили воспользоваться улучшившейся погодой и сходить погулять по Чебоксарам. Тем более, что яхт-клуб, в котором мы остановились, находится прямо в заливе в центре города.

Уже через пять минут мы были на Красной площади, там дети увидели небольшой павильон «Lego Centrе» и бегом кинулись туда. С собой в яхту мы не брали Lego, потому как жутко не хочется находить по всей лодке мелкие детальки. Ценник нас порадовал – 100 руб в час с ребенка, с ними занимаются аниматоры, оставляй и иди, куда хочешь. Я решила этим воспользоваться – сходить в Чувашский Национальный Музей, благо, он тоже находится на Красной площади. Папа наш в это время занимался закупками провианта, с чем ему очень сильно помог хозяин яхты «Юнона», который тоже с удовольствием собирался пройтись с нами хотя бы до Казани, но, к сожалению, не успел закончить ремонт. Он очень сильно выручил тем, что свозил Женю в магазин и на заправку.

Небольшая справка о том, чем мы питаемся на лодке во время путешествий. Я уже писала об этом чуть раньше. Теперь поподробнее. Из кухонного оборудования наша яхта оснащена газовой плитой, холодильником и раковиной. В общем-то, как показывает практика, этого достаточно для того, чтобы питаться нормальной едой. Единственная особенность – холодильник мы выключаем на время хождения под парусом и стоянках на якоре, т.к. это, пожалуй, самый энергоёмкий прибор на судне. Поэтому всё скоропортящееся съедается сразу, как покупается. Например, вареная колбаса может продержаться максимум сутки-двое при комнатной температуре, но в Нижнем при 3 градусах тепла мы ели ее несколько дней. То же касается сливочного масла, творога, сметаны. В обязательном порядке в наших рундуках присутствуют макароны, картошка, молоко ультрапастеризованное, крупы, хлеб, яйца, салаты из морской капусты, тушенная говядина, сгущенка, ну и Доширак, куда ж без него.Детям я готовлю манную, рисовую, овсяную кашу, гренки с яйцом, омлеты, макароны. Как-то раз даже ели картошку с тушенкой. Я питаюсь тем же. Женя предпочитает Доширак и кофе.

Чебоксарский музей очень понравился, все как в обычной краеведческом музее, которые я обожаю посещать в любом городе. Начинается экспозиция с древних времен: каменные топоры, наконечники для стрел, древние захоронения. На территории Чувашии находили мамонтов, вымерших лохматых носорогов и еще какую-то древноту. Обычно этот зал не вызывает у меня особого интереса. А вот во втором и третьем, где рассказывается о цивилизованных временах, оказалось гораздо интереснее. Коротко и сжато о культуре чувашей (или чуваш) можно сказать следующее: это народность, имеющая фино-угорские корни. Русские стали плотно общаться с чувашами во время похода на Казань. Тогда же впервые упоминается в рукописях и город Чебоксары (по-чувашски Шупашкар), хотя он присутствует на более древних картах, правда, без названия. Письменности у  чувашей на момент прихода русских не было (вроде бы как была утеряна), поэтому очень у них почитается великий Просветитель – Яковлев, который изучил досконально чувашский язык и с помощью кириллицы создал им алфавит, благодаря которому удалось вывести народ на новый культурный уровень. История Чувашии в очередной раз подтверждает тот факт, что русская цивилизация как ни крути не занималась геноцидом народов, русские старались сосуществовать мирно с людьми других национальностей, заботясь об их идентичности и сохранении культурного наследия. Может ли похвастаться этим кто-то еще? Где они – индейцы Северной и Южной Америки? Где их язык? А африканские племена, которым посчастливилось быть колонизированными интеллигентными европейцами? До сих пор, наверное, в себя прийти не могут… В Чувашии же чувашский язык будет на любой вывеске, на нем и на русском объявляются остановки в транспорте, есть даже национальное чувашское радио. Я считаю, такое уважение к чужой культуре делает нашу цивилизацию одной из самых толерантных и восприимчивых к другим в мире.

В музее было много фотографий прошлого, позапрошлого века, с которых смотрели такие простые, такие доверчивые лица. У меня сложилось впечатление о чувашах, как о народе немудренном, где-то даже темном, но уважающим свои традиции, любящим свою землю и очень  трудолюбивым.

В музее, кстати, было полным-полно народу. Экскурсоводы со своими группами одним за одним переходили от одного экспоната к другому. Все дело в том, что в Чебоксарском заливе останавливаются большие прогулочные лайнеры. Только сегодня мы насчитали 6 штук. И вся эта компания туристов разбредается по городу, закупает килограммами наивкуснейшие конфеты Чебоксарской фабрики «Акконд», магнитики, тарелочки, местные хлопчатобумажные ткани, оставляет деньги в местных кафе. Ну и Чебоксары стараются соответствовать: церквушки отремонтированы, дороги тоже, на клумбах цветы, в магазинах продавцы в фирменных передничках и кокошниках, рестораны явно делались московскими дизайнерами, еда вкусная и недорогая.

Пообедали мы, кстати, во вчерашней пиццерии «Ник» (дети и папа остались ею очень довольны) и решили, что пицца очень достойная, не хуже дорогущего Dominos’а, а стоит всё в 3 (!!!) раза дешевле. За 600 рублей мы еле съели 3 пиццы, выпили 2 колы и 2 стакана яблочного сока.

Могу сказать, что Чебоксары, безусловно, буду рекомендовать всем для путешествий. В любом случае, посещение города не оставит никого равнодушным.

Сегодня же устроили себе банный день: с помощью бойлера нагрели водичку в баках и помылись под душем, который расположен у нас в гальюне. 

Как только решили, что пора и дальше двигаться, налетел ветер и притащил грозу, после чего зарядил нудненький, противненький дождичек. Наш экипаж пополнился, вчера мы пригласили Сергея прокатиться с нами (он пока еще только задумывается о яхтинге).

После обеда мы отчалили в сторону Чебоксарских шлюзов. Сергею было интересно пройтись с нами, примерить, так сказать на себя лодку. Шлюза ждали долго. Обычно такие маленькие судёнышки как наше не принято шлюзовать одних, поэтому мы дождались баржу с буксиром и «Волгаря» (тоже буксир, вроде), пришлось час кружить возле входа в шлюз, и только после того, как они ошвартовались, нам дали добро «оперативно» швартоваться за ними. Не успели мы накинуть веревки на рым, как воду уже начали спускать. Все было в порядке до тех пор, пока «кораблики» не завели свои двигатели и не стали покидать шлюзовую камеру. Тут такое началось. Нашу легонькую лодочку у рыма еле удерживали три взрослых человека, такое началось бурление. Когда пришло время и нам выходить, едва не случилась беда. Яхта стала абсолютно неуправляемой, только по счастливой случайности мы не разбили себе двигатель об стену (здесь, кстати, получилось, как с «Арго» в нашем путешествии Пермь-Москва, когда мы тоже едва не угробили подвесник).

После шлюза долго у нас еще дрожали руки и от физической нагрузки, и от пережитого волнения. Гоша был под впечатлением и сразу же нарисовал по этому поводу рисунок и решил даже написать рассказ. Но я его опередила (Ха-ха!)

Сергея мы высадили на лодочной станции в Новочебоксарске, он, пожелав нам удачной дороги, отправился домой переваривать увиденное. Мы еще пару часов помоторили (ветра не было) и бросили якорь в устье реки Цивиль. Уже поздним вечером  очень близко от нас прошлась какая-то моторка, наверное, хотели разглядеть яхту поближе. Стало немного жутковато, но моторка ушла и нас больше никто не беспокоил.

Наши затраты:

Стоянка в яхт-клубе – 1000 руб

Музей – посещение трех залов и фотографирование – 220 рублей

Лего-центр для детей – 200 рублей

Топливо на 1400 рублей

Еда – 2700 рублей

Пиццерия – 600 рублей

Конфеты «Адель» (российский аналог Раффаэло) – 1 кило всего за 440 рублей

06 июня 2018

Тихо-мирно переночевали, в 7.00 тронулись в дальнейший путь. Позавтракали в дороге: мы с детьми манную кашу, папа – бутерброды с красной рыбой. Сегодня похолодало – по ощущениям не выше +12), всю дорогу погода менялась, то лил дождь, то стихало и вдруг начинало светить солнце, но теплее не становится. Судя по прогнозу, такая ерунда с погодой будет твориться еще несколько дней.

Все труднее становится занять чем-то детей, пока мы на воде. Приходится придумывать какие-то игры, читать им и с ними книги, решать задания. Но зато они стали спать днем и говорить как Лосяш из «Смешариков» («Друг Вы мой одноцветный!», «Коллега, Ваши предложения» ну и т.д.)

В 17.00 мы подошли к красивейшему месту – городу-острову Свияжск. Хотели остановиться там на ночь, к нам вышел мужик из каптерки рядом. Пристань там серьезная, высокие стенки, все сделано для прогулочных кораблей и теплоходов. Показал нам, куда пристать, тут же озвучил ценник: за ночь 1500 руб. Деньги, ясно-понятно, идут просто ему в карман. Женя стал возмущаться: что за нафиг? Откуда такой ценник? Покажите прейскурант… Ну и все в том же духе. Мужик ничего показать не смог,  тогда начал отвязывать веревки, типа: убирайтесь отсюда, здесь стоять вообще нельзя. Ну, в общем, некрасивая история. Даже не хочу описывать. В итоге мы решили уехать и переночевать уже в Казани, благо, время позволяло успеть к ночи.

Только мы отошли от Свияжска, на приколе увидели яхту «Дуэт». Назвать ее яхтой язык не поворачивается. Скорее, это такой корабль, стальной, тяжелый, весит 24 тонны, оборудован двумя мачтами (кажется, это называется шхуна), недаром и имя у него не женское, а мужское – «Дуэт». Владеют им и путешествует семейная пара Елена Горюшкина и ее муж Сергей «Копчёный».  Они с большим интересом следят за нашим путешествием и собираются присоединиться к нам в Тольятти. Обрадовавшись встрече, мы запросили у них разрешения пришвартоваться к их «Дуэту». Швартовка прошла успешно, но ветер с дождем раздули такую волну, что стоять было очень некомфортно. Нашу лодку навальным ветром постоянно долбило о борт «Дуэта». Не простояв и пяти минут, обменявшись лишь последними новостями, решили пилить в Казань. Вечерело, шел дождь, дул ветер. Если коротко, то в бухту с расположенным в ней яхт-клубом мы зашли в 12.00 ночи. Увидели огни, сверились с карт-плоттером, ну вот и он – долгожданный «Локомотив». Пришвартовались, даже подключили электричество, удивились, как круто здесь все обустроили за последние 3 года, пошли искать охранника. По его удивленному лицу было понятно, что он нас не ждал увидеть. Вызвонил своего напарника, тот офигевший от происходящего, сообщил, что это вообще-то какой-то президентский яхт-клуб, и он вообще-то, не для простых смертных. И как вы здесь оказались? И почему вас никто не увидел? И теперь у нас будут проблемы вплоть до увольнения и все в таком духе… Ну мы попытались их успокоить, ну с кем не бывает, ну перепутали причал. Они нам тыкнули пальцем, куда плыть, чтобы попасть в «Локомотив», а на дворе, между прочим, ночь кромешная. В общем, швартанулись мы у причала, какой попроще да спать легли. Утром подходит охранник. И как оказалось, правильно: это был не «Локомотив», он остался чуть правее. Пришлось заплатить за ночевку и переставиться уже точно, однозначно, вне всяких сомнений, железобетонно в «Локомотив». Так с четвертого раза мы, наконец, оказались там, где и хотели.

Затраты:

Ночевка в яхт-клубе – 1300 руб (и это еще поторговались, заплатили как за ½ суток, целые сутки вышли бы 2600 руб.)

7 июня 2018

Хорошенько отоспавшись, порешав кучу важных московских дел, ближе к обеду я с детьми отправилась бродить по Казани, тем более что наш яхт-клуб находится прямо в центре, возле ж/д вокзала, а Женя остался приводить яхту в порядок и встречать гостей из Набережных Челнов. Мы как раз спланировали встречу в Казани, чтобы они могли посмотреть яхту.

Гости пришли не с пустыми руками: презентовали нам национальные татарские сладости чак-чак и очень вкусный, воздушный хворост, настоящий свежий ананас и бутылку шампанского. Мы, правда, их не застали, гуляли по Казани почти до ночи. За день нагуляли больше 11 км. Хорошо, что шагомер посчитал, сама бы ни за что не поверила.
Теперь коротко о Казани.
Первым делом мы пошли к Казанскому Кремлю. В этот раз мне он показался красивее, чем 3 года назад. Вокруг свежая зеленая трава (В прошлый раз без полива трава быстро высохла и выглядела очень печально. Сейчас же везде установлен автополив.), на клумбах цветы, все постройки в идеальном состоянии. Нам даже повезло с погодой: выглянуло солнце и потеплело (вместо +12 стало почти +20). Дети ради шутки взяли с собой рации и всю дорогу забавлялись переговорами в стиле: «Первый, первый, я второй…» Благодаря рациям никто не ныл, не канючил, а только бегали вокруг меня и переговаривались друг с другом. Про самокаты мы в очередной раз вспомнили, когда уже отошли от яхт-клуба. Ну, может, оно и к лучшему, ногами ходить даже полезнее.

В Кремле забрались на стену, посмотрели на город с высоты, потом зашли в Мечеть, полюбовались на красоту, дети стали клянчить мороженое, мы тут же в кафешке перекусили: заточили по Чак-чаку (сладкие палочки из теста, склеенные карамелью) и Эчпочмаку (это такие печеные пирожки из теста с начинкой из говядины, лука и картофеля). Очень вкусно, но не дешево. Все-таки, кафе в центре Кремля.
Возле главного входа в Кремль мы увидели палатку для туристов, в которой милые девушки всем желающим подсказывали, как добраться до знаковых мест Казани. Т.к. я кроме Кремля и не знаю больше никаких развлечений в Казани, спросили у них, куда бы нам сходить с детьми. Они предложили новый парк аттракционов «Ривьеру» или Парк Горького, но туда надо ехать на автобусе. В шаговой доступности оказалось «Черное озеро» с живущими на нем черными лебедями и хорошей детской площадкой. Решено: идем на Черное озеро. Место, действительно, замечательное. Напоминает московские Чистые или Патриаршие Пруды. Лебеди спали прямо на траве, один правда только делал вид, второй же реально хотел спать. Так вот тому, которому не спалось, видимо было скучно, поэтому он периодически пощипывал сонного за лапу, пытаясь разбудить его. Смотрелось это комично, так что вокруг лебедей собралась целая толпа зевак. Вокруг озера везде установлены таблички с просьбой не кормить лебедей хлебом и другими вредными для них продуктами, не пугать их, не фотографировать со вспышкой. И судя по всему, люди с уважением относятся к этим рекомендациям, потому что лебедям всё нравится. Детская площадка заворожила детей, со своими рациями они там были самыми популярными детьми. Под одной из горок был создан штаб, куда собралась вся детвора с площадки. Среди прочих была девочка с настоящей кошкой, Леве и Гоше она подарила по микрофонарику. Еле их оттуда вытащила. С уверенностью могу сказать, что для прогулок с детьми это очень подходящее место.

Потом мы дошли до пешеходной улицы Баумана (это подобие московского Арбата), там замечательная атмосфера: много прогуливающихся туристов, студентов, на каждом углу кафешки, музеи, старинные церкви и храмы. Мы хотели сходить в музей, который называется «Музей счастливого детства», там представлены экспонаты, окружавшие нас в детстве: советские игрушки, мебель, одежда. Но там не принимали карточки, а наличных у нас не было. С другой стороны, примерно в таком музее мы уже были в Коломне и, судя по всему, ничего нового мы бы там не увидели. К тому времени дети устали и проголодались, начали клянчить бургеры из Макдональдса. Выдержав этот натиск, буквально в пяти минутах  ходьбы от МакДака, я заметила малоприметное кафе, при ближайшем рассмотрении оказавшееся столовой. Цены были просто фантастические. Салаты от 15 рублей, отбивные и окорочка от 40 руб. Зашли туда и наелись на 300 рублей от пуза, еще и папе нашему Эчпочмаки за 33 рубля за штуку прикупили.

К тому времени дети устали и проголодались, начали клянчить бургеры из Макдональдса. Выдержав этот натиск, буквально в пяти минутах  ходьбы от МакДака, я заметила малоприметное кафе, при ближайшем рассмотрении оказавшееся столовой. Цены были просто фантастические. Салаты от 15 рублей, отбивные и окорочка от 40 руб. Зашли туда и наелись на 300 рублей от пуза, еще и папе нашему Эчпочмаки за 33 рубля за штуку прикупили.

К моему удивлению, мы еще смогли дойти до ЦУМа, который расположен практически возле Кремля. ЦУМ не понравился, все дорогое и бестолковое. В «Бахетле» купили папе сигарет и вызвали такси. Через 15 минут мы уже были на яхте. Дети жаловались, что очень сильно устали ножки. Зато какое счастье было растянуться на кроватках и посмотреть пару-тройку серий «Смешариков. Пин-код». Мы с Женей отправились на небольшую вечернюю посиделку в честь предстоящей завтра регаты. Познакомились с яхтсменами, попили пива и уже в 22.00 все легли спать, потому что перед регатой, как говорится, нужно меру знать.

Наши затраты:

Кафе в Кремле – 440 руб

Столовая – 400 руб

Сигареты и кое-чего по мелочи – 1500 руб

Яндекс – такси – 150 руб

08 июня 2018 года

На утро сегодняшнего дня в «Локомотиве» намечен старт «Музейной регаты 2018», которая проходит как раз от Казани до города Свияжска, в котором позавчера мы планировали остановиться. Так получается, что нам нужно идти в другую сторону, вниз по Волге, поэтому было решено, что выйдем мы вместе со всеми, отметимся на старте, но все пойдут в одну сторону, а мы в другую. Открытие регаты прошло даже с некоторым шиком. Были выставлены кубки, медали, ведущие вели мероприятие, выступали саксофонисты, скрипачки.

Ветер как раз сегодня поднялся знатный, даже чересчур. Когда мы вышли на открытое пространство, лодку стало болтать, ветер дул как раз в корму, но такой сильный, что Женя, не обладающий достаточным опытом управления парусом в такую погоду, решил пройти этот участок под мотором. Дети были в восторге, в отличие от меня. Меня почти сразу укачало, и я всю дорогу лежала зеленая. Лева и Гоша же пялились в иллюминаторы, норовили высунуться в люк, радостно вопили, когда лодку особенно высоко подбрасывало вверх и с волны она падала вниз. В общем, все то, что у взрослого вызывает ужас и панику, доставляло им неподдельное удовольствие.

Но вот и закончился открытый участок реки, мы зашли под берег, прикрывшись им от ветра. Там было уже проще, правда, теперь он дул строго в «морду», поэтому парус опять не ставили. В общем, весь день шли под мотором. Я, если честно, ужасно не люблю шум двигателя. Такой он навязчивый и противный. И эта вибрация, передающаяся по всему корпусу, заставляет дребезжать всё вокруг, просто выводит из себя. Под вечер, когда глушится мотор, приходит невероятное облегчение. И только в этот момент понимаешь, как все-таки человеческая психика устает от этого бесконечного надрывного шума.

Следуя совету знающих людей, не доезжая до поселка Камское Устье, мы бросили якорь в одной уютной, очень живописной, защищенной утёсами бухте. До нас там уже обосновались рыбаки. Слово за слово, и они нас пригласили отведать замечательной ушицы из судака.  Мы от нашего стола взяли бутылку украинской водки (папа дал с собой в дорогу), огурчики, закусочки кое-какой. Съездили они за нами на тузике, усадили, разлили уху по своим брутальным металлическим мискам, предложили водочки, завязался разговор. Оказалось, что они из Мордовии, когда они узнали, что я на четверть мордовка, стали уточнять, какая именно: Мокша или Эрзя. Мама потом мне сказала, что Мокша. Оказывается, говор Мокши и Эрзи отличаются друг от друга. Спрашивали меня что-то на мордовском. Говорю, это моя бабушка вам бы что-нибудь ответила, она до семи лет, пока не пошла в школу, говорила исключительно по-мордовски. В общем, приняли меня как родную. Мужички (Юра, Саня и Диман) ровесники наших родителей, но мы с ними общались так, как будто знакомы были всю жизнь. Такой замечательной ухи я никогда в жизни не ела. Приготовлена по всем правилам: и сто грамм водочки добавлено, и головешка горящая затушена, и все специи добавлены, а рыба какая… Мммм…

Даже дети, которых уговаривать обычно надо, чтобы что-то такое попробовать, лупили уху как оголтелые. Только и успевали ложкой загребать. Потом они посидели в настоящем УАЗике-буханке, рыбаки приехали на нем прямо из Саранска, познакомились с очень добрым и обаятельным псом Кузей. Кузю сначала не было видно, т.к. за съеденный пакет пряников он был наказан, но потом получил прощение, и дети поиграли с ним, пытались даже научить команде «Аппорт!»

Если бы не погода (нудный мелкий дождичек) и не комары, вечер можно было бы назвать идеальным. Ближе к ночи нас доставили на яхту, и мы все спокойно улеглись спать. Часа через полтора я проснулась от сильного шума. Оказалось, поднялся ветер: стал завывать, колотить веревками по мачте, раскачивать яхту. С перепугу разбудила Женю, но он сказал, что все нормально. Подумаешь, ветер задул. Потом все-таки решил выйти покурить и прихренел. Мы вместо защищенной бухты болтались на судовом ходу как кое-что в проруби. Сильным ветром нас унесло из бухты, грунт под нами был илистый, поэтому якорь легко вырвало, а про специальную программку «Allarm Watch», которая пищит, как только ты покидаешь место, отмеченное на карте, мы узнали уже позже.

В общем, в срочном порядке стали заводить двигатель, устанавливать карт-плоттер, включили все, какие были огни, подняли болтающийся на веревке якорь, стали искать опять нашу бухту. Темнота вокруг кромешная, только разве что огоньки какие-то по берегам. И тут я вижу, что недалеко от нас – метрах в ста – высится какой-то дом многоэтажный, здоровенный, весь в огнях. Женя, спрашиваю, что это? Откуда это? Он невозмутимо так отвечает: дак это посёлок Камское Устье. Какой нафиг поселок? – думаю я. Начинаем рулить к нашей бухте, и тут я понимаю, что поселок-то движется прямо нам наперерез. Оказалось, что это шел пассажирский теплоход, в темноте реальность совершенно другая, все воспринимается абсолютно не так, как днем. Слава Богу, мы вовремя проснулись. На этом наши злоключения не закончились. Мы вернулись в нашу бухту, попытались встать на якорь: одна, две, три попытки. Ветер жуткий, совсем рядом утесы, на которые желательно не налетать, якорь все никак не зароется. Около получаса нам понадобилось, чтобы понять, что ничего у нас не получится. А на востоке между тем посветлело (и это в 2 часа ночи), стало не так страшно, уже можно было различить берега, баржи обозначились как какие-то большие темные пятна. На карт-плоттере увидели в 1-2 км от нас поселок Тенишево. Решили попытать счастья, а вдруг там какой-никакой причал, куда можно было бы надежно привязаться. Медленно плывем мимо и тут (о, счастье!) видим неясные очертания крана, подплываем ближе, точно, плавучий кран! И никого вокруг. Я стою на носу, подсвечиваю фонарем на борт крана, а на нем навешано: покрышки, цепи, веревки… Кое-как выбрали неплохое место для швартовки, обезопасили яхту кранцами, кое-где пришлось даже повесить спасательные жилеты. Ну, и наконец-то, спустя час всей этой суеты, легли спать.

Наши затраты: 0 руб

09 июня 2018

Утром Жене пришлось меня будить, я прямо-таки глаз не могла открыть… А вот дети проснулись легко и не очень удивились, где это мы… Наш рассказ особых эмоций у них не вызвал, ну отнесло, подумаешь, ну швартанулись к крану. С кем не бывает.

Еще вчера нас предупредили, что в Камское устье лучше выходить утром, когда ветер не такой сильный. Проснувшиеся рабочие на кране дружно вышли нас провожать. С неподражаемым чувашско-татарским говором сказали, что еще час-полтора назад ветра совсем не было, а сейчас немного задул, на наш вопрос: «Ничего, что мы у вас тут переночевали?» сказали, что ничего страшного, они даже сначала подумали, что мы нуждаемся в ремонте. Услышав наш рассказ, совсем не удивились, видно, такие ветра тут частое явление. Долго мы отвязывали все наши веревочки, которые так старательно привязывали ночью, и наконец, вышли в путь. Чтобы не нарываться на сильный ветер, мы старались держаться берега и, в общем-то, довольно благополучно преодолели самые сложные участки. Но вот когда вышли в Куйбышевское водохранилище, решили идти по судовому ходу, а вот этого делать было не надо. Потому что судовой идет ровно по середине открытой воды, и раздувает там всегда больше обычного. Мы предполагали, что так оно и будет, но побоялись приближаться к берегу, потому что не знали глубины. Ну и попали мы в нехилый такой шквал с волнами высотой около 3ех метров. Ну и всё, как обычно: меня знатно укачало, Женя наверху мокрый (он даже не успел одеть непромокаемые штаны), дети визжат от восторга. Длилась вся эта радость около часа. Ветер дул четко в нос. Скорость яхты порой падала до 1-2 км/час и это при том, что двигатель работал на всю мощность. Волна короткая и неприятная. Чувство, когда ты забираешься на самый верх волны, и со всего размаху падаешь вниз, не передать словами. Не успеваешь прийти в себя, как уже следующая волна подхватывает и несет вверх, а потом опять падение. 

Именно в эти моменты радостнее всего вопили дети. Для них это всего лишь подобие американских горок. Сквозь дрёму слышу, как Лёва говорит Гоше: «Гоша, да мы сейчас единственные дети в садике, которые шторм пережили…». «Даааа…» — задумчиво отзывается Гоша.

Мое состояние омрачалось еще и тем, что предыдущей ночью мне, скорее всего, надуло ухо. Вдруг неожиданно начало стрелять, болеть, было даже ощущение, что поднялась температура, но, благодаря грамотно собранной аптечке, нашлись у меня и капли для уха, и жаропонижающее. Как только шквал остался позади, как по волшебству все стихло, волна подуспокоилась, ветер стал добрее, небо очистилось от туч, выглянуло солнце. В Ульяновский яхт-клуб мы заплыли из последних сил, выдохшиеся после шторма. Сюда нас пригласил хозяин яхт-клуба Олег Афанасьев, сами они, к сожалению, не смогли нас встретить. Как раз в это время гонялись где-то неподалеку. Здесь все просто, без изысков, зато территория хорошо закрыта от ветра и волн искусственными нагромождениями из глины и камней. Интересно, что эти глиняные довольно крутые берега облюбовали себе стрижи в качестве места для создания гнезд. Весь берег просто изрыт стрижиными норами, а сами птички повывели всю мелкую живность в округе. Пока мы стояли в яхт-клубе, ни один комарик или паучок, или мотылёк не побеспокоил нас. Сам клуб находится не на правом берегу, где расположен старый Ульяновск, а в так называемом Новом Городе. Рядом прекрасный песчаный пляж, но «благодаря» погоде все кафе, рестораны (кстати, очень приличные и уютные), ну и пляж, конечно же, пустуют…

Понаблюдали на закате за резвыми полетами стрижей, попытались было побегать по берегу, но были облаяны собаками, поужинали, чем Бог послал, да и спать легли.

Наши затраты: 0 руб.

10 июня 2018

г. Ульяновск

Утром более-менее распогодилось, ухо еще болело, но уже не так сильно (приходилось на улицу выходить только в хорошо затянутом капюшоне), ветер все еще сильный, температура не поднимается выше +17 градусов. 

Не задалось этим летом лето… В районе обеда решили выехать в город, осмотреть достопримечательности. Мне лично Ульяновск был совершенно незнаком. Я поняла, что я абсолютно ничего про него не знаю. Стали искать информацию. Оказалось, что раньше этот город назывался Симбирском, понятно, что в честь Ульянова – Ленина в начале 20 века стал он Ульяновском. Логичный вопрос, который сразу же возникает: «Почему в 90-е были переименованы Куйбышев, Горький и Ленинград, а Ульяновск почему-то так и остался Ульяновском?» Ответ на него пришлось поискать. Оказывается, этим вопросом озаботились только в 2000-х. Провели референдум, на котором жители города большинством голосов решили, что нет никакой нужды менять название. Больше половины населения устраивает настоящее название города. Вместе с тем был проведен уже Всероссийский опрос, который тоже показал, что основная масса россиян довольна Ульяновском, и не собирается возвращаться к Симбирску.

Детям было интересно узнать, что Ульяновск – это родина УАЗа, в котором им дали посидеть гостеприимные рыбаки из Саранска. А еще, оказывается, Ульяновск – официальная авиастроительная столица России. Здесь сосредоточено огромное количество авиационных производств.

Такси за символические 300 рублей отвезло нас на другой берег в центр, на ул. Гончарова (тоже уроженца Симбирска). К нашему удивлению, здесь это считается самая главная улица, главнее улицы Ленина. Кстати, левый и правый берег Волги в районе Ульяновска связывают между собой два моста: Президентский и Императорский. Солидные сооружения, надо сказать. Берега здесь крутые, город находится на возвышенности, мосты высокие, мы со своими 9 метрами спокойно пролезли под ними.

В центре Ульяновска есть еще один яхт-клуб, прямо между двух мостов, мы как раз проезжали мимо и обратили внимание, что все яхты стоят почему-то на суше. Таксист объяснил нам, что люди, в мае катавшиеся на своих катерах, узнав, какой ужас будет твориться в начале июня, обратно подняли всех своих крошек на берег. Потому что ветер тут разгоняется ооооочень сильный и непредсказуемый. Думаю, глядя, как валились вокруг деревья и рекламные конструкции, хозяева катеров радовались, что сделали все правильно.

Город нам очень понравился, хотя, конечно, это не Москва и даже не Нижний. Провинциальный, тихий, спокойный, приветливый, очень уютный городок. Дороги, конечно, не фонтан, но везде цветущие клумбы, чистенькие отреставрированные старинные домики. Мы зашли в какой-то дисконт-центр, в котором я купила вещичек себе и детям на 500 рублей, тарелочку себе в коллекцию. На 300 рублей в ларьке купили две огромные люля-кебаб в лаваше (типа шаурма), очень вкусная и недорогая штука. Не зря туда целая очередь стояла.

А набережная с ее парками, площадями, детскими площадками вообще произвела очень приятное впечатление. Все вокруг зелено, свежо, с высокого берега на Волгу открывается шикарный вид, повсюду звучит музыка, очень понравился танцующий фонтан. На мой взгляд, хорошо была подобрана музыка, и фонтан будто бы на самом деле танцевал под нее. Мы решили оторваться на аттракционах: катались на веломобиле, дети на электрокарах. Ели мороженое, сахарную вату. В общем, почти ни в чем себе не отказывали.

Затем зашли в «Магнит», накупили продуктов, вызвали такси и оставили, к великому сожалению, один из пакетов прямо на асфальте. Оказалось, в этом пакете как раз была тарелочка Ульяновск, новая одежда, сигареты, кое-что из еды… Так обидно было… Я прямо чуть не расплакалась… И вообще, потеря этого пакета была уже последней каплей – и эта хреновая погода всю дорогу, больное ухо, скучающие, и от этого невыносимые дети, усталость от бесконечного шума мотора, от качки, всё это уже просто достало и переполнило чашу терпения. Если бы было можно, просто взяла бы и уехала в Москву.

Вечером к нам в гости зашли приехавшие из небольшой регаты Олег с командой. Хорошо, что колбаса и макароны были в пакете, который не потерялся, худо-бедно, хоть как-то накормили гостей. Поговорили о яхтинге, попили чайку, рассказали байки о разных ситуациях, возникающих на воде, дети с радостью полазили по их гоночной яхте. Спасибо яхт-клубу «Симбирск» за гостеприимство и радушный прием. Чувствуется, что люди здесь действительно заинтересованы в развитии яхтенного спорта и позитивно настроены на любое сотрудничество.

Ближе к полуночи легли спать.

Яндекс-такси – 317 руб и 299 руб (в одну и другую сторону)

Сувенир (тарелочка) – 240 руб

Шаурма – 380 руб

Мороженое, сахарная вата, электрокары, веломобиль и т.д. – 1000 руб

Продукты из «Магнита» — 2755 руб

11 июня 2018

г. Сенгилей

Многие, кто был в курсе наших передвижений, рекомендовали нам после Ульяновска обязательно остановиться в городе Сенгилей. Городок небольшой, но очень удобно расположенный на полпути в Тольятти. Находится на берегу небольшой бухты, есть удобные причалы для яхт, можно перекусить в кафе, сходить в музей, погулять по набережной.

До Сенгелея дошли без проблем ближе к вечеру, стали искать пристань, видим, человек 20 рыбаков оккупировали очень удобное место для швартовки. Подошли к ним, не, говорят, туда вставайте. Там вчерась аж пять яхт пришвартовано было. И показывают на два мостика с врытыми вокруг здоровенными трубами. Примерялись мы, примерялись, как бы тут встать, ну в итоге пришвартовались носом к трубе, кормой к лестнице, закрепили кранцы и пошли гулять. Покушать нас отправили в кафе к бабе Гале. Кафе очень специфическое, в старом, полутемном доме, с еле освещенной витриной, зато рядом беседки на открытом воздухе, где мы и решили поесть. Папа заказал шашлык, дети по чебуреку, затем еще по одному, я остановилась на салатике. Всем всё очень понравилось, счет на всех вышел около 700 рублей. Потом мы с детьми пошли прогуляться по набережной. Наконец-то, достали им самокаты, изголодавшиеся по ним дети не могли остановиться, по набережной длиной около километра проехали дважды.

Город настолько спокойный и тихий, что просто хочется взять и остаться тут.  Сразу же от главной площади (а пришвартовались мы как раз там) с обязательным обелиском в честь павших во время Великой Отечественной войны героев расходятся тихие деревенские улочки с добротными крепкими домами. Везде мирная, покойная тишина, только собаки иногда лают, да жужжат газонокосилки, да изредка где-то закричит ребёнок. Кажется, что здесь, в этом городе вообще не бывает никаких несчастий, будто бы никого здесь никогда не находит беда, а все невзгоды обходят стороной этот город. Мне было удивительно, что у такого небольшого, глухого провинциального городка очень хорошие дороги, набережная в отличном состоянии: хороший бетонный парапет, везде лавочки, травка подстрижена, есть новенькая детская площадка в тени парка. Только я задалась вопросом, интересно, когда все это сделали? Сразу же мне на глаза попалась надпись наподобие тех, какие обычно любят оставлять строители на асфальте или бетоне (как все-таки сильно стремление человека увековечить память о себе!) 24.08.08 и какие-то буквы, видимо, аббревиатура имени тех молодцов, что отлили эту набережную. Иду и думаю: «А молодцы, что написали дату постройки, и свои инициалы оставили… Ведь когда есть чем гордиться, гордиться своим трудом, сделанным для блага других людей, почему бы и не оставить свое имя на том, что сделано тобой. Ведь оставляют автограф художники на своих полотнах, авторы книг подписывают свои произведения. Глядишь, и люди бы, если бы знали, что на результатах их работы останутся их имена, стали серьезнее относиться к тому, что делают, трудились бы добросовестнее. По-моему, чудесная была бы традиция…

Так вот, десять лет назад все это было сделано и за эти 10 лет ничего не разрушилось, не испортилось, только разве что на мели появились заросли ивняка и какой-то еще болотной травы.

Ближе к ночи возле кафе бабы Гали стали собираться 17-и летние подростки и не без спиртного, конечно же. От греха подальше решили отшвартоваться и встать на якорь прямо в заливе. Так и сделали, а потому спокойно проспали до самого утра.

Наши затраты:

Топливо (и бензин, и дизель) – 3430 руб.

12 июня 2018

г. Тольятти

Ну вот и последний этап первого этапа нашего турне. Ура, товарищи! Осталось всего каких-то 80 км и уже сегодня вечером мы будем в Тольятти! Нам опять «повезло» и мы поймали мордотык. Поэтому решили не терять время на лавировках и шли на моторе.

Хотя на самом деле эти места отлично подходят для яхтинга: большая акватория, везде очень хорошая глубина, меняющийся, непредсказуемый ветер, который не дает расслабиться. Но, видимо, мы не такие уж и яхтсмены, потому что идти навстречу ветру бесконечно лавируя ну совсем не хочется. На подходе к Тольятти мы встретили яхту «Скорпионс», они нас сориентировали, как лучше пройти к яхт-клубу «Дружба», где нас уже ждали. Про него нам рассказывали, что это кусочек Турции на берегах Волги, настолько всё сделано обстоятельно и с размахом.

И да, нас не обманули, действительно, монументальное сооружение. Этот яхт-клуб – один из социальных проектов завода «Куйбышев Азот», и деньги они туда вкладывают немаленькие. Хорошо укрепленные насыпи, защищающие бухту, бетонные пирсы, возле каждого места на стоянке электророзетка и выход водопроводной воды, души, туалеты, рестораны. И действительно, если представить, что на улице +30 и жарит солнце, можно поверить, что ты уже в Турции.

Но, к сожалению, погода нас не балует. Днем еле-еле поднимается до +17, с учетом ветра ощущается как +10-+13, мы гуляем только в куртках с надетыми на голову капюшонах. Устроившись в яхт-клубе, решили погулять по городу. Тольятти – город молодой, строился вместе с заводом ВАЗ, поэтому старинного центра с купеческими домиками, узкими переулочками, духом истории в классическом понимании здесь нет. Центр города – это парк культуры и отдыха, небольшой торговый центр «Космос» и несколько кафе рядом. Все дома так называемые хрущёвки, совсем немного новостроек. Пожалуй, самый старый район Тольятти – это расположенный рядом с яхт-клубом квартал из стареньких деревянных домов, построенных, судя по всему, для первостроителей города. Стоит он прямо на берегу Волги и является лакомым куском для застройщиков. Но жители этого района держат оборону, не дают ничего сносить, сами отреставрировали свои жилища, везде порядок, возле каждого дома палисадник с клумбами цветов, беседка, мангалы. Учитывая, что дома деревянные и уже очень неновые, выглядят они замечательно и разваливаться не собираются.

В центре Тольятти мы нашли очень вкусные шашлыки, а дети выпросили у папы подарки на День России, совмещенный с нашим личным праздником – днем доплытия до Тольятти.  Меня никак не отпускало после длинной дороги, а, может быть, отравилась чем-то. Поэтому Тольятти прошло как-то мимо меня. А дети с удовольствием катались на самокатах, ели хинкали, пили сок и получали удовольствие от жизни.

Наши затраты:

Такси 109 и 98 рублей (туда и обратно)

Игрушки детям: 2000 руб

Шашлыки (очень вкусные): 800 руб

13 июня 2018

г. Тольятти 

Сегодня весь день занимались приведением яхты в порядок: драили палубу, отмывали камбуз, собирали вещи. В гостях у нас побывали Игорь Ивашов (руководитель соседнего яхт-клуба), Евгений Козлов («Крейсеристы Тольятти»).

К нам в гости заглянула и Валерия Розова, которая на своей яхте собирается идти с нами дальше по Волге, она любезно прокатила нас по городу, отвезла к еще одной достопримечательности города – Татищево. 

Там разбит сад, из живой изгороди сделан лабиринт, вполне себе так в европейском стиле, стоит памятник Татищеву – основателю города Ставрополь-Тольятти. Ставрополь Волжский – это город а-ля деревня, который затопило при строительстве ГЭС, а на возвышенности было решено строить Тольятти. Назван он в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти – генерального секретаря коммунистической партии Италии.

Долго прохлаждаться у нас не было времени, в 22.30 вылетал самолет в Москву. До аэропорта мы доехали за час, успели как раз за 20 минут до окончания регистрации. Аэропорт произвел отличное впечатление, свежий, новенький, я думаю, гостям Чемпионата Мира по футболу он тоже понравится. Вылетели почти вовремя и уже в 12.00 ночи мы были дома. Мальчишки измучились за дорогу, спали везде, начиная с такси, спали даже стоя, когда ехали на автобусе от самолета к аэропорту. С огромным облегчением заснули в своих кроватках и они, и мы.

Наши затраты:

Такси «Максим» до аэропорта – 750 рублей

Пиво в аэропорту – 220 руб

Шашлыки (там же) – 700 руб

Ну вот, теперь можно подвести итоги нашего путешествия, что понравилось, что не понравилось, что можно учесть в дальнейшем. Сейчас я пишу только свое мнение:

Понравилось:

— идти под парусом (тихо, экономично, романтично)

— близость природы (встречаешь рассветы, закаты, слышишь, как поют птицы)

— воспитание детей (свежий воздух, воспитание воли и характера, обучение чтению и письму во время длительных перегонов)

— расширение кругозора (знакомства с интересными людьми, новые города, достопримечательности)

Топливо:

Н.Новгород: Бак 60 литров, 3 по 20 л канистры бензин, полный бак дизеля 10 л + 10 л канистра

Чебоксары: 1 канистра 20 л бензина, 10 л дизеля

Ульяновск: 3 канистры 20 л бензина, 10 л дизеля

Тольятти: все баки полные, все канистры пустые. (надо будет 3 по 20 л долить бензина, 1 по 10 л дизеля)

АВТОР: Мария Романова