Москва - Азовское море на яхте. Глава 3 "ДОН" - #AUTOSAiLiNG

Москва — Азовское море на яхте

Череда инцидентов, произошедших во время этого путешествия,  заставили меня переосмыслить отношение к вопросам безопасности на воде и приступить к разработке и организации производства судов Safety Boats, отвечающих самым жёстким требованиям по обеспечению живучести (непотопляемости, стойкости корпуса к разрушению и способности восстановиться при перевороте).

Смотреть испытания >>>

Евгений Романов

7-я серия Шторм выкинул яхту на берег в Цимлянском водохранилище. Вырвало румпель. Волгодонск. Откровения у костра. Прибытие в Ростов-на-Дону.

8-я серия Парусное братство. Завал мачты на ходу и проход под 4-х метровым мостом. Встреча с яхтой «Коломбина» в Таганроге. Окончание путешествия.

11 июля 2018

Цимлянское водохранилище

Утром Женя увидел несколько лодок с рыбаками метрах в 200 от нашего места ночевки. Перекинулся с ними парой фраз, кого на что они ловят, узнал, что окуня на белую резинку, которой у него много, решил тоже попытать счастья. И надо же, не прошло и 10 минут, как поймал здоровенного толстого красивого окуня. На радостях решил его отпустить. 

И в течение получаса поймал еще двух таких же пузатых красавцев. Этим и ограничились, потому как время не ждет, а впереди еще несколько сот километров пути.

 

Наше путешествие продолжается по огромному, полноводному и коварному Цимлянскому водохранилищу. Вода здесь сплошь зеленого цвета – какой-то планктон стал усиленно размножаться благодаря жаркой погоде и отсутствию течения. Путь наш непростой, судовой ход проложен, скорее всего по старому руслу реки Дон, а оно ой какое извилистое. И там, где можно было бы срезать и сэкономить минимум час пути, приходится кружить и петлять. Выходить за пределы судового, наверное, можно, но там подчас таятся опасности типа затопленных островов с корягами и деревьями, поэтому мы решили не рисковать.

Движение здесь очень активное, то и дело навстречу идут огромные танкеры и баржи, нас также обгоняют какие-то громадины, приходится постоянно быть настороже. А тут ведь мы помним про предупреждение о погоде, в котором черным по белому было написано, что сегодня стоит ждать грозы с ураганным ветром. Поэтому следили еще и за небом, и как только на горизонте увидели страшную серую дымку, которая надвигалась на нас и увеличивалась в размерах, решили тикать. Я до сих пор считаю, что место, которое мы выбрали для того, чтобы спрятаться от грозы, было крайне неудачным. Женя ошибки не признает, считает, что то, что мы зашли за мыс, уже было достаточно, чтобы обеспечить безопасность экипажу и судну.

В общем, когда мы бросили якорь возле песчаного, очень живописного берега с ивами и столетними дубами на берегу, мы были беззаботны и очень радовались, что так ловко ушли от грозы. Как в кино, мы наблюдали развитие событий: тучи наливались свинцовой тяжестью, угрожающе грохотал гром, полыхали зарницы, ветер постоянно менял направление и скорость, в какой-то момент нас обдуло обжигающим как из пустыни воздухом. Женя даже половил рыбу, правда, неудачно. Мимо нас с гоготом и кряканьем пронеслась стая перепуганных чем-то уток и забились в какие-то камыши. Вообще все зверье куда-то подевалось: даже не стало суетливых чаек, орущих и сигающих до этого над водой. Комары тоже притихли и не давали о себе знать. Нам бы почуять здесь что-то неладное, но нет, мы же люди-человеки, уверенные в своем превосходстве над природой, совершенно перестали чувствовать тревогу перед природными стихиями. 

Я непринужденно разливала водичку из пятилитровой бутылки в бутылки поменьше, так удобнее охлаждать в холодильнике, Женя решил посидеть в гальюне, как на нас налетел такой ветер, что яхту наклонило градусов на 30 в сторону, единственное, что я успела сделать, это крикнуть Жеке, чтоб выходил, скинуть в кокпит спиннинг и задраить все люки. Выскочивший из гальюна Женя, увидев, как нас словно перышко тащит в сторону берега, в последний момент успел поднять шверт, не сделай он этого, мы бы определенно лишились его, такой силы был ветер. Нашу яхту совершенно не останавливало то, что она вообще-то на якоре, ее уносило боком с невероятной скоростью прямо в заросли ивняка.

50 метров, отделявшие нас от берега, мы преодолели за несколько секунд. Начался ливень и самое страшное – поднялась просто огромная волна. Ивовое дерево не дало волнам выкинуть нас на берег. Но каждый новый накат воды пытался сломать нашей яхтой дерево. Ветки ломались одна за одной, волны окатывали яхту полностью. Было ощущение, что мы попали в какой-то тропический ураган. 

Женя с тревогой наблюдал за мачтой, не сломается ли она, не налетит ли на особенно толстую ветку, но, слава Богу, всё обошлось. Еще несколько бесконечных минут мы всё ждали, когда же стихнут, наконец-то, волны.

Через полчаса всё улеглось, вода снова стала гладкой как стекло, тучи рассеялись, появилось солнце, утки, комары. В общем, гроза миновала. Мы оценили наши потери: порвалась веревка на пере руля, благодаря чему руль остался цел, ведь поднять его мы не успели; чуть-чуть загнулась леерная стойка, и фальшборт, принявший на себя основной удар об дерево, немного повело. На мой взгляд, это вообще ерунда, и, если не приглядываться, никогда не заметишь всех этих неровностей. Так что, можно сказать, что мы вместе с нашей яхтой обделались отделались легким испугом.

Через полчасика, убрав все переломанные ветки с палубы, глянули на горизонт, а там… Туча, которая только что нас трепала, и не думала уходить. Она решила покрутиться вокруг нас и зайти с другой стороны, уже со стороны суши. На передышку нам было отведено пару часов, не больше. За это время Женя увел яхту на мель, накрепко привязал носовым якорным концом яхту к дереву на берегу, завел кормовой якорь, и еще четырьмя веревками привязал нас к соседним деревьям. Такой вид швартовки назвал «Донская звезда». И решил, что уж теперь-то нам нечего бояться.

Я пожарила ему двух окуней, которых он выловил еще утром. Стемнело. Расправившись со своим нехитрым ужином, Жека увалился спать, а я наблюдала за тем, как к нам приближается буря и не сводила глаз с огонька на горизонте. По нему я ориентировалась, не снесло ли нас и крепко ли держат швартовые. Несколько часов я не могла уснуть, а только слышала, как каждые несколько секунд в корму била волна. Вокруг сверкали молнии, дул очень сильный, просто ураганный ветер, потом полил дождь. Вокруг все выло и клокотало.

 

Ночью мне пришлось разбудить Женю, потому что я услышала изменившийся звук, как будто что-то лишнее бьет по корпусу. В полнейшей темноте мы обнаружили, что за все то время, пока волна окатывала нас, на руле сломалась деталь, полностью сваренная из нержавеющей стали. Наша ошибка была в том, что на время шторма мы не подняли руль. В воде его разболтало так, что за счет большого рычага не выдержала даже сверхмощная нержавейка. После этого была уже очередь Жени дежурить возле иллюминатора и следить за обстановкой вокруг, а я с чистой совестью отправилась баиньки…

12 июля 2018

г. Волгодонск

Утром мы оценили масштаб последствий бушевавшего всю ночь ненастья. На берегу то тут, то там повалены деревья, там, где ветер не смог свалить дерево целиком, поломал веток. К счастью, деревья, к которым мы привязались, остались невредимыми. Женя на скорую руку отремонтировал руль, для надежности покрепче перевязав его веревкой. Пользуясь возможностью, до блеска отмыли яхту, я искупалась в тепленькой водичке, благо, чистый песчаный пляж к этому очень располагает. Потом подумали над своим дальнейшим маршрутом и решили, что лучший вариант, учитывая еще и то обстоятельство, что прогноз на сегодня опять не очень благоприятный – это идти вдоль береговой линии, не удаляясь от нее сильно, чтобы иметь возможность при возникновении опасности в виде грозы и шквала, спрятаться в какую-нибудь бухточку.

На смену прохладе вчерашнего дня пришла жара. Солнце палило нещадно, я бесконечно поливала себя донской водичкой. Вода из-за высокой температуры вся зеленая – зацвела… Помимо этого все водохранилище сплошь заросло водорослями, каждые полчаса приходилось очищать от них винт двигателя и перо руля. Вообще, поговаривают, что траву вдоль судового пути должны чистить специальные службы, но что-то в этом году, видимо, никак. Весь день боялись, что может налететь гроза, но, слава Богу, все обошлось.

Подходя к Волгодонску, заметили две огромные кирпичные трубы. Настолько огромные, что их видно было за десятки километров. Когда появилась связь (а ее, кстати, не было весь день), поинтересовались, что это за сооружение. Оказалось, что это атомная станция – Ростовская АЭС. История ее строительства была весьма драматична. Не смотря на то, что проект станции был разработан аж в 1979 году, строительство уже началось, но после аварии на Чернобыльской АЭС работы были приостановлены, а в 1990 году под давлением общественного мнения строительство станции и вовсе было законсервировано.

И только в 2001 году запустили первый блок станции, а на сегодня на полной мощности работает уже 4 блока. Ростовская АЭС считается в Волгодонске чуть ли не градообразующим предприятием. Помимо нее в городе еще работает гигантский завод «Атоммаш», который считается самым крупным заводом на постсоветском пространстве по производству оборудования для атомных станций. Как потом мы узнали, яхт-клуб, в котором мы остановились в Волгодонске, когда-то был построен именно этим заводом.

Вообще с Волгодонским яхт-клубом мы так и не смогли связаться. Вроде бы есть на карте, но указано, что он уже не работает. Телефоны не отвечают, сайт не существует. На фото со спутника видно причалы, лодки. Решили, что деваться все равно некуда, и даже если там нет полноценного яхт-клуба, переночуем как-нибудь у стеночки без особых излишеств.

Около 18.00 мы уже подходили к Волгодонску. Давно не видевшие цивилизации, попытались привести себя в порядок. Женя помылся остатками воды, побрился. Я помыла голову и выбрала футболку почище. Мы уже были в нетерпении, хотелось на берегу найти какое-нибудь кафе и, наконец, поесть от души чего-нибудь мясного. 

Чтобы попасть в яхт-клуб, нам пришлось зайти в очень узенький залив, заросший по берегам камышом. В самом конце этой бухты мы увидели причалы, несколько пришвартованных яхт и катеров, бетонные стенки и целую кучу детей, которые, как оказалось, приехали со всей области на соревнования по парусному спорту. Очень вежливый и симпатичный молодой человек подошел к нам поинтересоваться, кто мы есть. Объяснил, что он представитель яхт-клуба и разрешил одну ночь постоять бесплатно. Электричества нам не предложили, ну и да Бог с ним, мы весь день шли под мотором, поэтому в нем не нуждались, а вот вода у них есть, правда, шланг до трубы не дотянется, придется натаскать вручную. Такой расклад нас тоже устроил, потому что мы нигде не могли пополнить запасы воды с самого Саратова и у нас на сегодняшний день осталось ее крайне мало.

Почувствовав землю под ногами, мы не стали терять времени и расспросили про местную кухню. Где бы нам асладиться самыми вкусными шашлыками в городе? Нам посоветовали кафе «Старая мельница». Вызвали такси, веселый разговорчивый таксист с ветерком добросил нас туда. Вот ну никак мы не ожидали увидеть то, что увидели… Просторный двор, обнесенный симпатичным забором, просто утопал в зелени и цветах, повсюду журчала вода в маленьких фонтанчиках. Со вкусом отремонтированный особняк – это и был ресторан «Старая мельница». Рядом с ресторанным двориком полноценный детский парк, включающий в себя детскую площадку, батут и какие-то аттракционы. Всюду небольшие беседки… Официанты в безукоризненной фирменной одежде, вежливые, обходительные. Меню в тяжелых кожаных обложках с благородным тиснением, на каждом столике кнопка для вызова официанта. Уровень хорошего дорогого ресторана в Москве, не иначе.

Шашлык и салаты оказались очень недурственными, с наступлением темноты везде зажглись гирлянды, после дневного зноя таким блаженством было находиться здесь, в уютном, ухоженном, прохладном дворике и наслаждаться холодненьким пивом.

В общем, ресторан получил от нас пятерку с плюсом. Ну а коли уж оказались в самом центре города, несмотря на темноту, мы решили немного прогуляться. Прошлись по центральной улице Волгодонска – улице Ленина. Она застраивалась одна из первых. Там до сих пор по обе стороны стоят двухэтажные многоквартирные старые домики, которые строили еще в 40-50-х. Все они хорошо выглядят, сейчас их капиталят – меняют крыши, штукатурят, красят. На улице Ленина установлено много памятников: точно помню памятники Пушкину, Лермонтову. В сквере возле ресторана памятник Ленину. На такси практически в полночь вернулись на яхту.

Кафе «Старая мельница» — 1848 рублей

«Магнит» — 1194 рубля

Такси – 173 рубля

13 июля 2018

Утром нам предстояло решить свои насущные хозяйственные дела: съездить с канистрами за бензином, натаскать воды, закупить провиант. Пока мы ждали такси (а по местным меркам яхт-клуб находится очень далеко от цивилизации и таксисты ехать туда не особо-то стремятся), познакомились с местными старожилами. Они нас развлекли историями про былое. Рассказали, как когда-то давно в 90-е ходили на регату в Америку и на легендарном 45-тифутовом Кондоре из красного дерева «Тихий Дон» прошли маршрут Волгодонск- Нью-Йорк-Волгодонск.

Волгодонск в свое время считался очень яхтенным городом. Их база была одной из лучших в СССР. А то, что размах был ого-го, это мы прочувствовали сами. Действительно, даже то, что осталось от базы на сегодняшний день, внушает уважение. Это и большой, надежный ангар для лодок, и мастерские, и большая территория, засаженная садом. Места в ангаре хватит на несколько больших яхт, а уж маленьких «Оптимистов» туда можно штабелями складывать. Вся причальная стенка украшена стальными столбиками с протянутыми между ними цепями. На базе этого яхт-клуба энтузиасты даже умудрились сделать с нуля океанскую здоровенную (45 футов) парусную яхту. Она до сих пор стоит на берегу, т.к. из-за большой (больше двух метров) осадки и высокой мачты, она крайне редко спускается на воду.

Все они очень заинтересовались нашей яхтой. Со знанием дела осмотрели ее, задали кучу вопросов, выслушали лекцию про автосейлинг – что это такое и с чем его едят, очень хорошо отозвались о нашей лодке, пожелали удачи в пути. Пригласили даже посмотреть на соревнования детей, но мы отказались, т.к. сегодня уже рассчитывали выйти в дальнейшее плавание.

Правда, мы успели немного полюбоваться на детишек, которые каждый на своем судне продвигались из яхт-клуба на открытую воду. Одна из лодочек каким-то образом попала в камыши и пара мальчишек лет двенадцати безуспешно пытались из этих камышей выбраться. С берега тренера засыпали их советами, но ничего не помогало. К чести мальчишек они почти полчаса сражались с непобедимыми камышами, дело осложнялось еще и тем, что ветер не давал им ни одного шанса, постоянно наваливал их на берег. В итоге на тренерском катере их вытянули оттуда, и почти самые последние они поспешили за вереницей яхточек в сторону водохранилища. Надеюсь, они не сильно переволновались и смогут достойно выступить.

Довольно быстро мы решили все свои дела: заправились, затарились, залились водой и ближе к обеду уже запрашивали пятнадцатый на нашем пути шлюз. На удивление, почти сразу нам разрешили шлюзоваться и уже через полчаса рутинного процесса (доложить о готовности, подойти к рыму, накинуть петлю, доложить о швартовке, дождаться, когда опорожнится камера и загорится зеленый сигнал светофора, отвязаться и выйти из камеры) мы уже шли по прекрасной, живописной, легендарной реке Дон. Мы не ожидали, что он такой узкий и такой извилистый. Нет в нем Волжской широты и раздолья. Зато сила течения такая, что скорость нашей яхты увеличилась на 3 км/час, а по речным меркам это очень даже неплохо. Шли мы на моторе, на парусе по Дону ходить практически невозможно. 

В некоторых местах узко настолько, что с трудом расходятся два танкера. А танкеров и барж здесь полным-полно. Рулить приходиться очень внимательно: только зазеваешься, как тут как тут в нескольких десятках метрах из-за поворота показывается вдруг какой-нибудь здоровяк или прошмыгнет моторная лодка. 

Еще меня удивило, что где бы мы ни проплывали, почти на каждом более-менее пригодном для купания пляже куча народу: кто-то отдыхает с палатками, кто-то рыбачит, кто-то просто купается и загорает. И это при том, что в десяти метрах от берега, мощно гудя и клокоча, может проходить огромный 150-тиметровый танкер.

Природа здесь, как я уже писала, очень живописная. По всему берегу Дона растут деревья, как бы обрамляя воду в красивую рамку, много камыша – высокого и густого. Из-за деревьев видны бескрайние поля – это, наверное, и есть та самая знаменитая донская степь. Практически везде берег песчаный, кое-где встречаются похожие на волжские утесы, правда, они не такие высокие. Повсюду стали замечать цапель, коршунов. Один раз увидели здоровенного, не меньше полуметра, орла, спокойно сидящего на дереве. Мы его очень хорошо разглядели в бинокль. По реке вовсю плавают ужи. Несчитанное количество раз мы замечали их высунутые над водой головы. А по берегам Дона пасутся коровы. Некоторые особо догадливые по колено заходят в прохладную воду, стоят и объедают ветви деревьев, которые свисают над водой. По их счастливым мордам видно, как им хорошо. А те, кто поглупее, своими мощными челюстями тщательно сдирают сухую желтую траву с полянок возле берега и потеют на солнце. 

И совершенно исчезли оводы. С тех пор, как мы покинули гостеприимные берега Волги, нам не встретилось ни одного представителя этих проклятых насекомых.

Как мы поняли по огромному количеству рыбаков, оккупировавших Дон на своих лодочках, рыбы здесь очень много. То и дело, проплывая мимо них, мы своими собственными глазами видели, как они спиннингами выуживают из воды огромных не то окуней, не то жерехов. Причем совсем не обязательно это было утром или вечером. Ловят здесь в любое время дня… 

На ночевку решили встать на якорь. Даже нашли неплохое местечко, только вот якорь никак не хотел зарываться. И мы решили не рисковать: слишком свежим было воспоминание, как нас ночью вынесло из укрытой хорошей гавани прямо на судовой ход. А уж на Дону судовое движение будет поактивнее, чем на Волге. Присмотрелись мы и увидели небольшой песчаный пляжик в окружении зарослей камыша. Женя решил, что он тут половит рыбы, а я представила, как здорово будет прогуляться вдоль берега. Мы очень удачно выкинулись на мель, привязали носовой якорный конец к дереву, вышли на берег, я нашла огромную старую шелковицу, на которой еще можно было собрать остатки ягод. Мы совсем немного прогулялись с Женей вдоль берега, боялись оставлять яхту без присмотра, поужинали, разожгли костер и торжественно пожарили на нем последнюю сосиску.

Возле костра сидели до темна и разговаривали о том, о сем. Выяснилось, что Женя абсолютно не владеет сюжетом замечательнейшего романа М.Шолохова «Тихий Дон», он даже не смог вспомнить, читал он его или нет… Пришлось рассказать ему сюжет. А если пытаться передать дух романа, то двумя словами и не обойдешься.  В общем, мне удалось его заинтересовать, и я взяла с него слово, что при первой возможности мы обязательно посмотрим одноименный многосерийный фильм С.Урсуляка. Я считаю, это самый лучший вариант из всех постановок «Тихого Дона». замечательные артисты, талантливая режиссура и операторская работа, казачьи песни, природа – всё это делает фильм обязательным к просмотру всем тем, кто ценит нашу русскую классику.

Как ни старался Женя, так и не поймал ничего крупнее пескаря. По сему поводу пребывал в печали…

Продукты – 1392 рубля

Топливо – 2784 рубля

14 июля 2018

Проснулась я сегодня от того, что Женя пытался столкнуть яхту с мели. Один он справиться не смог. Пришлось подключаться. За ночь вода немного ушла, благодаря этому сидели мы на мели плотно, и потребовалось немало сил, чтобы вдвоем столкнуть яхту с мели. Но мы все-таки ее победили и отправились в путь. 

Через час ходу на нашем пути встретился очередной шлюз – уже не нумерованный, а названный Николаевским по названию населенного пункта станицы Николаевская. Запросив у диспетчера разрешение на шлюзование, получили от него распоряжение встать на якорь и ожидать очереди. Почему-то приоритет в прохождении шлюза получили несколько танкеров, которые следовали за нами, мы вынуждены были пропустить их и всех тех, кто шел нам на встречу. 

Ожидание в итоге затянулось на три часа. Стоять на якоре под солнцепеком было не слишком приятно. Женя пытался рыбачить, потому что вокруг маяка, рядом с которым мы стояли, крутились и галдели чайки, и он думал, что уж тут-то точно должна быть рыба. Питаются же чем-то чайки, если живут здесь в таких количествах. Но, либо чайки съели всю рыбу, либо рыба стала осторожнее, Женя за эти три часа так ничего и не поймал.

И вот, наконец, нам дали добро, и мы прошли этот долгожданный шлюз. 

Сегодня нам предстояло пройти еще два шлюза. Все они расположены недалеко друг от друга – на расстоянии не больше пары часов хода. Следующий шлюз назывался Константиновский. Его мы прошли быстро и без проблем. 

Последний на сегодня шлюз – Кочетовский – прямо скажем, удивил. Как оказалось, построен он был очень давно, аж в 1920-х годах, а запроектирован еще до революции. Человеком, который был инициатором этого строительства, был ростовский купец Парамонов. Им же построены Парамоновсие склады в центре Ростова-на-Дону, которые на сегодняшний день представляют собой заросшие деревьями и травой развалины, а когда-то
считавшиеся историческо-архитектурным памятником. Деятельный был мужик этот
Парамонов.

 

Так вот, в связи с тем, что Кочетовский шлюз строился так давно, одна из двух его камер устроена совсем несовременно. Нас прямо с Женей ностальгия посетила, как только мы увидели эти тумбы, к которым подошла женщина-работник шлюза, взяла у нас наши веревочки и привязала их к тумбе. Точно таким же был наш первый в жизни шлюз – Пермский. Там точно так же к тумбе высоко на причальной стенке подходила бабушка, брала у нас веревки и швартовала.

Интересно получилось, в том путешествии это был наш первый шлюз, и точно так же устроен наш последний шлюз в этом путешествии. Восемнадцатый в каскаде Волго-Донских шлюзов. Честно говоря, эти шлюзы уже до того надоели, что было очень приятно наконец-то покинуть их и знать, что дальше уже нам это грозит.

Выходили из шлюза мы уже под вечер, и было решено сразу же искать себе место для ночлега. Мы забрались в какую-то протоку с урбанистическим пейзажем: полуразрушенный завод с заброшенным причалом. К берегу подходить побоялись, невдалеке встали на якорь. Весь день за нами по пятам ходила гроза и уже ночью капнула на нас немного дождичком.

 

15 июля 2018

г. Ростов-на-Дону

Утром проснулись пораньше, т.к. очень хотелось сегодня уже прибыть в Ростов-на-Дону. Почему-то на Дону очень плохо развита мобильная связь, чего не скажешь о Волге. По-моему, даже в самых диких местах на Волге всегда ловил интернет, и можно было спокойно хоть видеоролики из Ю-туба смотреть. 

А здесь в течение нескольких дней не было возможности просто по телефону поговорить. Вот поэтому-то мы уже с нетерпением ждали Ростова.

После последнего шлюза Дон стал еще более узкий и извилистый. На одном из узких поворотов почти на 90 градусов мы стали свидетелями, как толкач с баржей «Богатырь» смяли в лепешку белый буй, показывающий левую границу судового хода. По меркам автомобилиста случилась полноценная авария, как если бы «Камаз» снес светофор. Мы шли сразу за «Богатырем» и, чтобы не мешать ему маневрировать, немного притормозили. Гибель буя произошла, можно сказать, на наших глазах. Через несколько минут в рацию капитан «Богатыря» известил всех, что буя теперь на том месте нет. Приходиться только пожалеть бедных рулевых, которые вынуждены столько нервничать, чтобы пройти все эти испытания.
Проходя по Дону в районе города Шахты, Женя заметил приятный пляж со столами, небольшими домиками и решил, что здесь обязательно должно быть кафе, где мы сможем поесть шашлыки, о которых он уже давно мечтает. Мы решили припарковать нашу яхту на берегу (благо, берега везде песчаные) и перекусить. Но, разговорившись с компанией ребят, сидевших за одним из столов, мы узнали, что шашлыки здесь не продают, а каждый приезжает на отдых со своими запасами. Вот и они приехали с шашлыками и готовы поделиться. Ну так наглеть мы не стали, а взамен шашлыков предложили им по бутылке винца и пива и закуски кое-какой. Женя взялся приготовить шашлык, а я гуляла по пляжу, который был усеян ракушками. Решила набрать для Гошика, чтобы ему было из чего долгими осенними и зимними вечерами делать поделки.

Эта база отдыха буквально вчера пострадала от той самой грозы, которая все ходила вокруг нас. На ее территории с корнем вырвало огромный тополь и повалило на соседний домик. Кое-где оказались разбиты стекла, а с дома была сорвана крыша. Удивительно тут бушуют ураганы – неожиданно и жестоко.

На пляже пообщалась с ребятишками: четырехлетним молчаливым серьезным парнем Артемом и его троюродной болтушкой-сестрой. Достала ему из воды целую пригоршню ракушек, которую он внимательно разбирал еще какое-то время.

Ребята оказались очень веселые. Все время смеялись, подтрунивали друг над другом и интересовались, конечно же, нашим путешествием. Долго засиживаться мы не стали, попрощались, пожелали им удачи и отправились дальше.

Ростов-на-Дону встретил нас сгущающимися тучами и ощущением, что вот-вот разразится гроза. Женя созвонился с Игорем Борисовичем Пивоваровым, с которым они не один час провели в телефонных разговорах о яхтинге, автосейлинге. Он нас устроил в шикарнейший яхт-клуб «Высокий берег» прямо напротив центральной набережной Ростова-на-Дону. Наверное, такой уровень комфорта, лоска, чистоты я не встречала ни в одном из клубов, даже московских.

Этим вечером мы, правда, не очень-то еще поняли, куда попали. А встретил нас в клубе Александр, ослепивший нас своей дружелюбной белозубой улыбкой, следивший в youtube за нашими путешествиями. Сам он недавно приобрел яхту в Саратове и гнал ее оттуда в Ростов. Наш маршрут по Волго-Донскому каналу он прошел буквально за несколько дней до нас. Яхтингом он увлекся сравнительно недавно, поэтому ему с Женей было о чем поговорить. На своей машине он свозил нас в соседний «Ашан» и мы приобрели кой-чего для вечернего застолья. Коли уж мы оказались в Ростове, решили попробовать местной рыбки, а я набрала себе икры минтая, которую мазала на хлеб и с тихим подвыванием уплетала.

Пока ехали до магазина, успели разглядеть новую Ростов-Арену, построенную специально к Чемпионату Мира – 2018 и новую набережную, расположенную рядом с яхт-клубом, где мы остановились. Гроза все собиралась, тучи сгущались, но дождя не было. Весь вечер мы сидели, болтали, пили пиво, закусывали вкуснейшей рыбой. Разошлись уже за полночь, а ночью часа в 2.00 я проснулась от шума дождя. Ну наконец-то, прорвало тучу…

«Ашан» — 1926 рублей

Сигареты – 934 рубля

16 июля 2018

Итак. Компьютер, на котором я описала события этого и четырех последующих дней, меня очень сильно подставил. Почти шесть страниц текста не сохранились, потому что у него где-то что-то глюкнуло, и внезапно вместо моего текста я какое-то время наблюдала синий экран с бегущими по нему маленькими буковками… 

Хорошо, хоть все остальное осталось. Поэтому следующие записи пишу через силу и с глубоким чувством обиды, потому что теперь все придется писать еще раз, а потому я буду краткой.

Сегодня утром к нам приехал Константин Потапенко, тоже следящий за нашим путешествием. Он увлекается, если так можно сказать, выездным яхтингом: вместе с супругой ездит на регаты в Турцию и другие страны. А его сын серьезно занимается парусным спортом (как раз на следующий день мы с Женей, гуляя по набережной, наблюдали за соревнованиями). Константин нас отвез на другой берег Ростова, в яхт-клуб, в котором расположена судоверфь «Скиф». Владелец  этой верфи Леонид обладал необходимой для нас информацией – куда звонить и идти при выходе в Азовское море. Оказывается, для этого есть специальный телефон пограничного пункта в городе Азов, позвонив в который, мы все узнали. Нам назвали адрес, куда обратиться с паспортами, судовым билетом и еще маршрутным листом (потом оказалось, что он не нужен).

Там же, на верфи, мы познакомились с Владимиром Николаевичем, конструктором верфи, который узнав, что мы завтра или послезавтра собираемся в Таганрог, любезно предложил сопроводить нас туда, заодно прогуляться самому на яхте, о которой он ничего толком не знал, а только слышал. Видимо, профессиональное любопытство не позволило ему пройти мимо такой возможности. Мы полюбовались на яхты, которые строит верфь «Скиф», они большие, просторные, но уже совсем не автосейлинговый вариант.

После посещения верфи Константин забросил нас на одну из главных и красивейших улиц Ростова-на-Дону – Пушкинскую. Улочка для гуляния очень подходящая, там много старых раскидистых деревьев, которые создают густую тень и прохладу на бульваре посреди улицы. Там мы побродили несколько часиков, нагулявшись, пообедали в ресторанчике.

По дороге встретили интересное место, для меня, по крайней мере, интересное, потому что я очень большой любитель книг и чтения. Возле центральной библиотеки Ростова расположен книжный развал, в котором можно приобрести старые б/ушные книги за очень небольшие деньги, начиная с 10 рублей. Я в течение 10 минут выбрала себе три книжки и решила, что здесь лучше не задерживаться, а то наберу себе стопку книг, и придется гулять с ними. Там же я обратила внимание на объявление, в котором говорится о том, что власти хотят закрыть этот магазинчик. 

Там же я обратила внимание на объявление, в котором говорится о том, что власти хотят закрыть этот магазинчик. Всем, кто выступает против такого решения, предлагалось оставить свои подписи. Как сознательный гражданин, который, конечно же, выступает против, я оставила свою и Женину подпись. Считаю, что такие места должны быть в каждом городе. В Москве, как я знаю, такие развалы есть на Арбате, но там цены на книги начинаются от 100 рублей, а хорошие и интересные экземпляры  стоят не меньше 500-1000 руб. Ну да, говорю я сама себе: «Это же Москва, детка!»

На Пушкинской с нами встретился Дмитрий, еще один подписчик нашего канала на youtube. Он сегодня был совершенно свободен и провел нам экскурсию по Ростову. Сводил на главную улицу Большую Садовую, которая своими большими красивыми домами, построенными в стиле сталинский ампир, напомнила мне наш Кутузовский проспект. Потом, узнав, что мы еще не побывали на набережной, предложил съездить туда. Там меня впечатлило мастерство садовников, которые из набережной умудрились сделать английский сад с его идеальными газонами, выстриженными в виде разных фигур деревьями, прекрасными альпийскими горками и цветущими клумбами. Правда, по великолепию сад нашего элитного яхт-клуба мог состязаться с публичной, доступной для простого народа набережной. И, честно говоря, элитный яхт-клуб немного не дотягивает…

Вечером яхтенное сообщество Ростова-на-Дону собралось в предназначенном для этого месте: гастропабе «40 футов». Ресторан находится в старом Ростове, в кирпичном старом доме, построенном еще в 1860 году, и, по слухам, здесь во время своего хождения по Руси какое-то время жил Максим Горький. Во время реставрации дома работники находили старинные вещи: посуду, фотографии, дневники, даже холодное оружие жителей этого дома.

Все, кто здесь собрались сегодня вечером, действительно увлекаются хождением по рекам. У кого-то моторная лодка, у кого-то парусная, но все очень заинтересованы в путешествиях, в расширении кругозора, поэтому вопросов относительно автосейлинга как нового формата для путешествий было много. Мы, благодаря поддержке владельца ресторана, на большом экране презентовали наше путешествие, показали самые интересные моменты. Несколько часов пролетели как одно мгновение. Обсуждение было очень живым и насыщенным. Уже темной ночью все разъехались по домам, а на любезно доставили на яхту Дима с супругой.

Кафе на Пушкинской – 1075 рублей

Бар «40 футов» — 1390 рублей

 

17 июля 2018

Сегодняшний день прошел лениво. С утра мы лениво на самокатах прокатились до находящейся от нас в пяти минутах набережной, специально построенной и облагороженной к чемпионату мира по футболу. Неплохое место, особенно, учитывая, что до этого на этом месте был не очень ухоженный лес и совсем дикий пляж. Но, по-моему, сделано все не очень качественно. Только посаженные деревья и кусты в массе своей плохо прижились, все цветы засохли, трава выглядит печально. Надеюсь, что с каждым годом этот парк будет все больше и больше походить на набережную напротив, от которой я вчера осталась в таком восторге.

Весь оставшийся день мы принимали гостей. Приходили Игорь с супругой и внуками, вечером пришли в гости старинные приятели Жениных родителей, которые его еще вооот таким маленьким помнят.

18 июля 2018 года

Сегодняшний день начался со звонка будильника. Т.к. решено было встретиться с Владимиром Николаевичем в 6.00, проснулись в 5.30, ну и, конечно же, задержались. Потому что пока доделали все мелкие делишки, отшвартовались (а из-за сильного течения нам на это потребовалась помощь двух или трех человек из штата яхт-клуба и не меньше 15 минут), Владимира Николаевича мы забирали уже ближе к 7.00.

Впереди нас ждало еще одно необычное препятствие: в Ростове есть железнодорожный мост небольшой высоты (3,9 метров при высокой воде, в реальности около 5 метров), который разводят два раза в день: в 11.00 и 17.00. 

Любой яхте или танкеру необходимо записываться на разводку моста и ждать, когда диспетчер, предварительно поставив всех в очередь, пригласит на прохождение. В нашем случае все немного по-другому. У нас есть система завала мачты, которая позволяет нам не ждать разводки моста, а просто завалить мачту при подходе к мосту. Операция по завалу мачты у нас заняла не больше 15 минут, чтобы вернуть в предыдущее положение – еще примерно столько же. Таким образом, эти полчаса сэкономили нам полдня времени, которые бы мы потратили, ожидая разводки моста.

Дальнейшим нашим пунктом назначения стал город Азов. Почитав про него в Википедии, я подумала, что было бы неплохо прогуляться по нему. (Оказывается, это старейший город в Ростовской области, имеющий богатую историю. Виды на него имели и русские, и турки и неоднократно он переходил из рук в руки.) Но мужчины решили иначе. Оставили меня сторожить яхту, а сами пошли к пограничникам оформлять документы. Пока их не было, несколько любопытных с набережной подходили к яхте и задавали всякие вопросы, ну как обычно, откуда мы, что за яхта, куда идем и т.д.

И как обычно, жаловались на Путина. Уже не первый раз слышу, как народ недоволен им, его друзьями, которые все разворовали, низкими зарплатами, отсутствием перспектив. Честно говоря, так надоели эти разговоры про политику, что я просто молча слушала. Возражать или соглашаться не имело смысла.

Женя вернулся из своей краткосрочной командировки с подарком мне на день рождения – где-то на дороге по пути нашел старый кованный гвоздь. Вот такой вот подарок сделал мне муж на день рождения! Не, ну а чё? Зато всё не как у всех.

Пограничники разрешили нам двигаться дальше. Нашей яхте присвоили какой-то номер, с которым мы теперь можем передвигаться по всему Азовскому и Черному морю, но только в дневное время суток. Ночью можно было, если бы у нас была установлена система АИС. До Таганрога мы в любом случае успеваем добраться засветло.

После Азова за нами по пятам шла туча, ветер был сильный и встречный. На Дону он называется низовка, т.к. дует с низовьев Дона (как правило, это ветер западный), верховка – восточный ветер, который дует с верховьев реки. Вот такими нехитрыми названиями испокон веков пользуются все дончане, а также жители Приазовья. Низовка довольно сильно мешала нам идти, создавала волну, особенно в Азовском море, не давала развить скорость. Меня даже чуток укачало.

Но вот мы и вышли в Азовское море, там мы сменили курс, взяв чуть правее прежнего курса. Ветер теперь стал бейдевинд, а, значит, дует под очень острым углом к нашему курсу. Но зато теперь уже можно поднять парус и заглушить двигатель. Под парусом яхта стала более стабильной, зато появился сильный крен на право, кое-что даже попадало со столов и полок. Волна уже так сильно не раздражала, потому что мы стали резать ее под небольшим углом, а это в разы уменьшило качку. Лодка как будто врезалась в мягкое сливочное масло, настолько устойчиво и стабильно она шла. Глубина под нами, кстати, была не больше двух метров. Если бы не Владимир Николаевич, мы бы не рискнули пойти к Таганрогу напрямик, а шли бы судовым ходом, вдоль которого черпалками прокопан углубительный канал с регламентируемой глубиной не меньше четырех метров, а это, на минуточку, километров 15 крюк в сторону. Но Владимир Николаевич сказал нам как местный, что никаких сюрпризов в виде мелей с нашей осадкой (1,35 метров) мы не встретим. Поэтому мы достаточно бодро со скоростью 9-10 км/час за несколько часов добрались до Таганрога.

У берегов Таганрога нас уже ожидала еще одна яхта-участница нашего Всероссийского забега «Коломбина» во главе с капитаном Максимом Пожарским. На ее борту было еще два члена экипажа: коллега Максима Дима и его сын Сергей. Она сегодня утром вышла из Ейска. Все вместе мы с помпой зашли в Андреевскую бухту, в которой этим летом только недавно открылся новый яхт-клуб «Пятый причал». 

В Таганроге уже есть один яхт-клуб, еще с советских времен, но, к сожалению, у него нет такой хорошо защищенной гавани, которая теперь есть у «Пятого причала», и судам в любую погоду приходилось стоять на рейде. Ребята во главе с директором Александром просто молодцы. На сегодняшний момент они сделали, наверное, самое сложное: расчистили территорию от свалки, договорились полюбовно с владельцами нелегальных гаражей об их сносе, забетонировали причалы, заасфальтировали дороги, а самое главное – получили тонну разрешительных бумажек на все это. Конечно, администрация еще не один литр крови им попортит прежде, чем яхт-клуб будет полностью построен, но зато потом обязательно придет на открытие и сделает вид, что здесь все построено чуть ли не их руками. Довольно жизненно, не правда ли?

Матросы помогли нам привязаться к причалу. Здесь тоже, как и Средиземноморье, используется швартовка мурингом. Для нас это не совсем удобно, потому что приходиться швартоваться носом, а спрыгивать с него на причал довольно высоко.

Т.к. сегодня дважды знаменательный день – мой день рождения и финал нашего путешествия, то было решено отметить это с помпой. За «помпой» пришлось ехать в магазин. Пока мы пытались, стоя на дороге, вызвать такси, какой-то совершенно незнакомый дядечка, вроде бы как даже и не из яхт-клуба, видя наши бесплодные попытки, предложил довезти нас до магазина, поскольку ему туда же. Мы обалдели от радости и, конечно, поехали, но этим дело не закончилось, походив вместе с нами по магазину, он еще и отвез нас обратно. И всё это так по-доброму, видно, что от чистого сердца. От всей души его поблагодарив, я сказала, что теперь, благодаря ему, Таганрог будет для меня гостеприимным городом с очень хорошими и приветливыми людьми. В долгу перед ним мы не остались и расплатились с ним за поездку упаковкой «Кока-колы». 

Пока мы были в магазине, к нам в гости пришли старые друзья Владимира Николаевича семейная пара Женя и Света со своим семилетним сыном Антоном. У нас получилась шумная и веселая компания, которой до ночи мы праздновали наше прибытие и еще немного мой день рождения. Всех нас сделал Владимир Николаевич, не признающий напитков слабее водки.

Уговорив бутылочку водочки и искупавшись в ласковых водах Азовского моря, наш корифей чувствовал себя прекрасно, более того, на следующий день он проснулся в 5.00 утра совершенно бодрым, чтобы к 8.00 уже приехать в Ростов и контролировать установку мачты на вновь строящуюся яхту. Всем бы так в 78 лет!

19 июля 2018 года

Сегодняшний день было решено посвятить городу Таганрогу. Вчера очень разговорчивый и осведомленный сосед по причалу рассказал много интересного про город. Таганрог – старинный город, основанный Петром Первым, но до этого на этом месте жили сначала древние греки, потом хазары, и даже итальянцы, в свое время активно участвующие в колонизации Причерноморья. Петр I повелел построить здесь крепость, чтобы защищать свои Приазовские и Донские земли.  Причем он довольно серьезно размышлял, а не сделать ли столицей именно Таганрог. Кто знает, каким бы мегаполисом мог стать Таганрог, если бы Санкт-Петербург не победил в этом негласном соревновании. Крепость в кратчайшие сроки по заранее разработанному плану была построена. Для защиты ее со стороны моря был возведен рукотворный остров «Черепаха» по передовым для того времени технологиям. Сейчас этот остров практически затоплен и нужно быть аккуратным, проходя мимо, чтобы не сесть на мель.

У крепости Таганрог довольно драматичная судьба. После неудачного похода на турок, по условиям заключенного мира ее пришлось разрушить. Какое-то время на месте крепости были только руины, уже при Екатерине II удалось окончательно отвоевать Таганрог, а, в последствии, военное значение крепости было утрачено и Таганрог становится торговым городом. Ну, и наверное, практически любой русский человек знает, что Таганрог прославился как родина нашего великого русского писателя Антона Павловича Чехова.

Чувствуя, что от всех этих похождений у нас разыгрался зверский аппетит, мы решили вернуться опять в то же кафе, в котором нас снимало телевидение. Называется оно «Мясник и бык». Это была, наверное, самая вкусная еда из всех ресторанов за всю нашу поездку. Что бы мы ни заказали, всё было бесподобно: и уха, и шашлыки, и салаты, и солянка. А ресторанная культура и уровень обслуживания выше всяких похвал. Отличный ресторан с абсолютно адекватными ценами.

А вечером Женя нажарил очень вкусные шашлыки, и мы тепло пообщались с ребятами из яхт-клуба, в очередной раз убедившись, как все-таки прекрасно яхтсменское братство.

Кондитерская «Красный мак» — 75 рублей

Кафе «Мясник и бык» — 2295 рублей

Мясо для шашлыка – 1753 рубля

Такси – 300 рублей

Музей «Домик Чехова» — около 350 рублей

20 июля 2018

В 6.00 яхта «Коломбина» отправилась обратно в Ейск, а мы, проснувшись, стали потихоньку собирать вещи. Наш самолет вылетал только в 15.00, и оставшееся до вылета время мы решили посвятить очередной прогулке по Таганрогу. Оказывается, что на берегу моря находятся десятки гостиниц, бассейнов, аквапарк, пляж довольно чистый, море мелкое и теплое. Единственный нюанс моря – это его цветение, во время которого вода становится зеленого цвета и выглядит довольно-таки паршиво, хотя на здоровье купающихся это вроде бы никак не влияет, особенно, если воду не глотать. Отдыхающих почему-то мало, город не переполнен народом, лично для меня это огромный жирный плюс. После Москвы я уже с трудом переношу большие толпы людей и очень быстро от них устаю. Мы прошли несколько километров вдоль морского берега Таганрога и были приятно удивлены парками, тенистыми аллеями и огромным количеством пляжей. Наш вывод такой: Таганрог – это замечательное место для летнего отдыха, тихого, спокойного, насыщенного культурной программой.

Администрация «Пятого причала» в лице директора Саши заверила нас, что будет приглядывать за яхтой в наше отсутствие, и помогла нам вызвать такси до Ростовского аэропорта «Платов». Поездка туда стоила 1400 рублей.

Аэропорт произвел на нас очень хорошее впечатление. Настолько он стильный, современный, все в нем сделано с таким вкусом, что, если честно, даже московские аэропорты не выдерживают конкуренции. Мы классно провели время, разглядывая всякие интерактивные развлекушки, которые подготовили для гостей чемпионата мира по футболу. И смотрели на огромном сферическом экране, как скачут казаки на лошадях по степи, и виртуально переоделись в казачью одежду, и узнали, что Платов Матвей Иванович – это знаменитый казак, атаман Донского казачьего войска и известный в свое время герой Отечественной войны 1812 года. Замечательное наследие остается Ростову после чемпионата мира в виде этого очень крутого аэропорта. Думаю, ростовчане должны быть довольны, а гости города еще долго будут раскрывать рты от удивления, не ожидая увидеть в «провинции» аэропорт  такого уровня. 

Когда мы взлетели, внизу увидели такую красоту, что и словами не описать. Вся земля была как будто нарезана на яркие большие квадраты, каждый из которых представляет собой поле с цветущей на нем культурой. Не знаю, что именно там растет, но выглядит это сумасшедше красиво. Приглядевшись, увидели наш родненький Дон, с которым наша жизнь была связана последние пару недель. 

Два часа пути пролетели как миг, и еще не до конца осознав, что мы уже в Москве, мы слегка ошалелые вышли прямо в гущу таких же как мы прилетевших откуда-то шумных, суетливых людей. Ну, здравствуй, Москва!

Билеты на самолет Ростов-на-Дону – Москва – 7000 рублей

Такси по Таганрогу 141 рубль

Такси до аэропорта «Платов» — 1400 рублей

Перекус в аэропорту – 344 рубля

Такси в Москве – 1068 рублей

Заключение

Все когда-нибудь заканчивается, вот и наше насыщенное разными приключениями, штормами, новыми знакомствами, интересными людьми, историями, уютными и не очень городами, солнцем, рекой  и немножко морем путешествие тоже подошло к концу. Если честно, я довольно скептически относилась к такого рода турне, и причин тому много: это и маленькие дети, и гнусная погода, и насекомые, и морская болезнь. Много разных вопросов вызывали чувство дискомфорта: ведь не знаешь, как оно всё сложится, будет ли всё гладко или каждый день будет вызывать единственное желание – быстрее бы домой.

В общем-то, если быть до конца откровенной, все мои мрачные прогнозы на путешествие сбылись. И дети частенько скучали и откровенно тосковали в замкнутом помещении яхты, и погода в июне была крайне неблагоприятна к нам, и противные оводы и комары досаждали так, что иной раз хотелось плакать, и, конечно, во время штормов укачивало так, что нормально себя ощущать можно было только в положении лежа и с закрытыми глазами. Так-то оно так, но ведь без этих минусов так сильно не прочувствуешь плюсы.

Как же зато становится спокойно и тихо путешествовать без детей, а, кстати, для мужа и жены такое путешествие как тест на прочность взаимоотношений. За это время можно двадцать раз поругаться и еще больше раз помириться, за это время узнать, наконец, что так сильно бесит твоего партнера в тебе и сказать ему о своих невысказанных чувствах, а еще понять – что в жизни как в лодке: если хочешь доплыть куда-то, надо держаться вместе, что бы ни случилось, вместе пережить шторм, вместе бояться друг за друга, поддержать, когда это нужно и раскритиковать, если партнер этого заслуживает. Каждое такое путешествие – это маленькая жизнь со всеми своими плюсами и минусами, со взлетами и падениями, с тревогами и радостями. Да, и еще этот момент заставляет по достоинству ценить своих родителей, тех, благодаря которым не надо переживать за детей, в которых ты уверен на все 100%, благодаря которым можно действительно отдохнуть…

Угрюмая осенняя погода в июне заставила больше ценить тепло и даже жару в июле, после душных жарких дней дождик воспринимается как благословение и июньская прохлада уже не кажется таким уж злом.

К комарам и оводам, оказывается, можно привыкнуть и научиться бороться с ними. А морская болезнь мучает только тех, кто не смотрит вперед, на горизонт. Будешь держать обстановку вокруг себя под контролем, следить за горизонтом, и никакая морская болезнь тебе не грозит.

Да, путешествие на яхте не для слабаков, оно закаляет волю, расширяет кругозор, сводит тебя с совершенно разными людьми, ставит перед тобой сложные задачи, от решения которых зависит безопасность судна и экипажа на нем, учит быть ответственным и собранным. 

И самое главное. Даже если бы я прочитала целую стопку книг об истории своей страны, я бы никогда так не почувствовала ее, не приняла близко к сердцу ее проблемы, печали, радости. Может быть, я бы знала больше исторических фактов и дат, но то ощущение настоящего «знания», которое не всегда можно выразить словами, приходит только тогда, когда ты дышишь ее воздухом, когда ходишь по ее земле, когда плывешь по ее великим рекам, когда слышишь и видишь людей, которые выросли здесь, которым есть что рассказать о своей Родине, которые живут ею и сами того не ведают.

Я очень надеюсь, что своими скромными записками попыталась передать хоть частичку той любви, которую я испытываю к нашей неповторимой, замечательной, такой большой и щедрой Родине. Сейчас я точно могу сказать, что Россия стала для меня ближе и роднее, а еще стали понятнее литературные герои самых разных русских классических произведений: и Михаила Шолохова, и Антона Павловича Чехова, и Максима Горького, и Александра Островского. Даже захотелось перечитать их, увидеть по-новому, пережить какие-то другие, новые чувства.

«Путешествие – единственная вещь, покупая которую, становишься богаче». И если главная цель путешествия – обогатить жизнь путешественника впечатлениями, то наш вояж однозначно с поставленной задачей справился! 

Итого, наше путешествие продлилось 52 дня, из которых 11 дней мы отсутствовали. Все совокупные расходы за путешествие я разбила на основные категории:

1. Топливо – 20 150 рублей потратили на заправку яхты (бензин для двигателя и дизель для вебасты), 9700 рублей – заправка автомобиля (дорога Москва – Н.Новгород – Москва).

2. Провиант – самая большая статья расходов – 50 580 рублей (сюда включены также сигареты и другие сопутствующие товары (бытовая химия, репеленты и др.). Сюда же входят рестораны и кафе.

3. Стоянка в яхт-клубах – 19 000 рублей, из них 12 000 рублей – это знаменитый своим «гостеприимством» яхт-клуб в Тольятти «Дружба», который взял с нас за 11 дней стоянки такие деньги. 

4. Все остальное тратится по желанию и по финансовой возможности, в обязательные траты я их не включала: расходы на музей, наши перелеты в Москву и обратно, игрушки детям и т.п. развлечения.

ИТОГО:  99 430 рублей

Автор: Мария Романова