Пермь - Москва на яхте - Безопасные-Лодки.РФ

Пермь - Москва на яхте (2276 км по воде)

Фильм о путешествии

1 СЕРИЯ

Приятные хлопоты покупки лодки. Утопили кильблок. Первый опыт самостоятельного управления и шлюзования.

2-я СЕРИЯ

В Казани остался один на борту. Поломка основного двигателя. Швартовка к идущей барже, шторм в Горьковском водохранилище.

Рассказ о путешествии

Выводы, сделанные после этого путешествия, а также опыт владения яхтой АРГО, положили начало движению #AUTOSAiLiNG

Всем привет. Мы-обычная московская семья. Мой муж с детства мечтал о морях и дальних странствиях. И постепенно шёл (и пока ещё идёт) к своей мечте. Начиналось все с самодельного плота в школьном возрасте, потом была малюсенькая надувная лодка, потом лодка побольше, на ней появился мотор. И вот настал тот момент, когда захотелось почувствовать себя настоящим капитаном настоящего взрослого судна.

Выбор был мучительным, но в итоге мы нашли друг друга. Мы нашли яхту, а яхта нашла себе новых хозяев. Итак, давайте знакомиться:

Евгений Романов
Мария Романова
Яхта Арго

Мой муж Евгений, 36 лет, по совместительству один из партнёров компании «Оконный континент», а также капитан в нашем плавании.

Мария, 32 года, его супруга, по совместительству мама двоих детей, которых в путешествие пока не взяли, автор этих путевых записок и кок.

Арго — наша попутчица, по совместительству уникальная стальная парусно-моторная яхта 10,5 метров длиной. Довольно упитанная — вес около 12 тонн. Родилась 11 лет назад в Перми.

А теперь нам всем вместе предстоит занимательное путешествие из Перми в Москву. А впечатлениями о нем я с удовольствием буду делиться с вами.

22 мая 2015

Сегодняшний день не начинался, а плавно возник из вчерашнего. В 00:45 из Внуково вылетел наш самолет Москва — Пермь и меньше чем через 2 часа нас уже встречал Сергей — продавец яхты, очень занятный. Женя уже успел с ним познакомиться в начале мая, когда приезжал только посмотреть на нашу будущую Арго.

Итак, Сергей — коренной пермяк с неподражаемым пермяцким выговором — владеет яхтой с 2009 года, выкупил ее у одного местного яхтсмена, поскольку тот уехал в Новороссийск. Сергею 68 лет, но он совсем не выглядит стариком, очень общительный, простой, трудолюбивый, рукастый, деревенской закалки мужичок.

Я про себя подумала: «Хорошо, что у нашей будущей яхты такой хороший хозяин».

В нашей стране все стальные яхты — уникальны, поскольку в серийном производстве их практически не выпускают. Корпус нашей Арго стальной, все листы загнуты так, что выглядит она почти как пластиковая. Весит 11 тонн,длина 10 метров. Сделал её в 2004 году один местный умелец. Да как сделал. Мужики в местном яхт -клубе говорят, что она может лёд ломать, как ледокол. Все в ней продумано, все учтено. В который раз убеждаюсь я в том,что наша земля русская богата на светлые головы да золотые руки.

На сегодня у нас стояла главная задача — пройти техосмотр, а т.к. последний раз яхта осматривалась больше 5 лет назад, то МЧСник из ГИМСа (аналог ГИБДД на воде) потребовал показать водную часть судна, для чего необходимо вытащить яхту на сушу и сфотографировать её днище. Обидно, ведь на воду её спустили только несколько дней назад.

В общем, деваться некуда, стали готовить оборудование для подъёма. Суть такая: тележка с киль-блоком (специальная металлическая конструкция, за счёт которой яхта на земле стоит вертикально) аккуратно спускается в воду, яхта заплывает на неё, и всё это дело по рельсам с помощью лебедки поднимается вверх, на берег. Так всегда все и происходило, но только не сегодня.

Арго на кильблоке

Сергей чего-то там не доглядел и упустил тележку вместе с киль-блоком, и они очень бодренько ушли под воду, только бульбашки ещё долго поднимались на поверхность.

— Вот я му**к старый, — расстроился Сергей.

Казалось, что всё пропало, но уже через несколько минут работа закипела — никто не остался равнодушным, никто не хохмил, не раздражался — все пытались как-то помочь. Техосмотр, ясно дело, отложился на неопределенное время. Что только не придумывали эти пермские изворотливые умы — и цепляли утопленников якорями, и пытались сдёрнуть их с помощью яхты. Канаты рвались как ниточки. Да что канаты… Умудрились якорь порвать, я не шучу, в прямом смысле этого слова. А пока разыгрывалась эта драма, я наслаждалась видом Камской плотины, по которой периодически погромыхивают поезда, наблюдала за чайками, загорала и пыталась привыкнуть и к нашему новому дому на воде, и к этому образу жизни…

8 мая 2015
г. Пермь

Со вчерашнего дня яхта Арго уже официально принадлежит нам. Пришлось, конечно, побегать – сначала в ГИМС писать все заявления, потом в банк платить госпошлину, потом мы потратили около часа в поисках места, где бы нам сделали ксерокопии с наших документов, опять в банк уже рассчитаться с нашим продавцом и опять в ГИМС – получить заветный судовой билет, в котором черным по белому написано, что яхта Арго теперь НАША!

Мало того. Вчера мы сделали еще одно очень важное дело. Договорились с руководством пермских шлюзов, а именно с начальником службы регулирования «Камводпуть» Селяниновым Виктором Геннадьевичем на проход Пермского, Чайковского и Нижне-Камского шлюза. Виктор Геннадьевич был к нам очень любезен, судя по всему, за весь день мы у него были первыми и единственными посетителями. Он очень добросовестно подошел к оформлению всех документов, пришлось даже в его присутствии подписывать с продавцом акт приема-передачи судна, задал нам кучу вопросов, и, убедившись, что мы не мошенники и не собираемся угонять чужую яхту, очень помог нам советами, дал нам телефон диспетчера, чтобы о проходе договориться заранее, да чуть ли чаем не напоил.

Мы были приятно удивлены обращением местных чиновников с нами: и в ГИМСе, и в Управлении шлюзами. Да и вообще пермяки на редкость душевные и открытые люди. Именно такой я Пермь и запомню: хороший, приветливый, гостеприимный город.

С Сергеем мы попрощались вчера же после того, как всем яхт-клубом отметили покупку яхты.

Вчера после всей этой бумажной волокиты уже не было сил готовиться к отправлению, поэтому на сегодня у нас грандиозные планы:

Решить вопрос с мачтой – после обмозгования этого дела решили, что мачту надо снять и положить на палубу и так и плыть до самой Москвы под мотором.
Необходимо запастись топливом.

0км
Многозначительный НОЛЬ

29 мая 2015
Сегодня 29 мая в 13:15 мы покинули гостеприимный яхт-клуб «Кабельщик», который долгое время был домом для нашей Арго. Провожали нас тепло, так же как и встретили. Олег Григорьевич (директор яхт-клуба) велел беречь концы, потому что они с «Крузенштерна», сам их привез с одного из рейсов. Вчера он дал нам еще один хороший совет: снять мачту и идти без нее, что мы и сделали. А сейчас мы ему за этот совет очень благодарны – с нашей мачтой мы бы даже пермские мосты не прошли, а сколько у нас еще этих мостов впереди…

Через несколько минут после отплытия мы подошли к шлюзам Камской ГЭС. Как шлюзоваться никто из нас не знал, знающего попутчика тоже не нашлось, поэтому мы пошли наобум. Предварительно созвонились с диспетчером и предупредили, во сколько примерно будем. Подойдя к шлюзам, по рации запросили разрешение на проход и выслушали дальнейшие инструкции.

Мы переживали и нервничали, не знали, как всё пройдет, но всё оказалось не так страшно. К отвесному бетонному берегу (называемому быком) нас швартовала очень милая бабушка, которая всё нам рассказала. Она предупредила нас, что если мы не будем ослаблять швартовый (веревку, с помощью которой лодка паркуется к берегу), то можем перевернуться, потому что в камере шлюза, когда диспетчер дает указание, резко падает уровень воды. В этот момент нужно обязательно следить за тем, чтобы судно не раскачивалось и не разворачивалось поперек.

Женя напрягся и на всякий случай достал из каюты топор.

— А топор-то вам зачем? – перепугалась бабушка.

— Концы рубить, — ответил Женя.

Бабуля засмеялась и сказала, чтоб мы сильно не переживали и что все будет окей. Ну, в общем, она была права и остальные камеры (а всего их было 5) мы прошли нормально. Из шлюза мы вышли радостные и уверенные в своих силах.

Сейчас идем под подвесным мотором со скоростью 14 км/ч, погода чудесная, река Кама помогает нам течением, навигатор и буи помогают идти правильным курсом и настроение у нас приподнятое. Ура! Путешествие начинается…

Новоиспечённый капитан

30 мая 2015
пос. Уральский
Расстояние до Москвы 2190 км.

Вчера к 22.00 вечера мы решили, что пора остановиться и, на удачу, как раз в этот момент обнаружили прекрасную якорную стоянку напротив поселка городского типа Уральский. Вдоль всего поселка тянутся несколько небольших островков, и между ними и левым берегом образовывается протока, в которой мы и бросили якорь.

Сказать «бросили якорь» легко, но не так легко его на самом деле бросить, особенно, если это происходит впервые. Женя решил вспомнить, как его учили в яхт-школе, вспомнил, что к якорю привязываются 2 конца – один основной, другой страховочный. Оба он привязал к яхте, якорь очень удачно лег на дно, а вот лодку нашу развернуло поперек течения, а течение в этой протоке нехилое. 

Яхту стало очень неприятно покачивать. «Что-то тут не то…», — сказал Женя и стал вспоминать дальше. В итоге, один конец остался привязанным к яхте, а другой мы привязали к спасательному кругу, чтобы обозначить место стоянки. Потом Женя вспомнил, что руль на яхте должен быть выровнен, и тогда она встанет носом навстречу течению. Мы всё сделали правильно, но не с первого раза. И облегченно вздохнув, стали готовиться к ночлегу. Правда, нас пару раз побеспокоили местные пьяненькие рыбаки на моторках. Задавали вопросы про яхту и, признаться честно, такое навязчивое внимание было не очень приятно. Женя вежливо, но сухо ответил на все их вопросы. В 23.00 всё утихло, и мы под пение соловьёв заснули как младенцы.

Утро было сказочным. Солнце, штиль, птички заливаются, рыбка плещется. Корабль наш не сдвинулся с места, значит, хорошо заякорился. Женя с часочек половил рыбу, но безрезультативно. А я, как всегда, работала коком – готовила завтрак.

Сняться с якоря для нас тоже было непросто. Сам якорь тяжеленный, течение сильное. Женя кое-как вытащил якорь, пока вытаскивал, нас снесло течением и мы сели на мель. Эхолот показал глубину 2 метра в точности как наша осадка. Вот тут самое главное было не запаниковать – при заглушенном двигателе не торопясь мы вытащили наш спасательный круг, затем, уже когда никаких веревок в воде не осталось и была исключена вероятность их наматывания на винт, на всю катушку завели двигатель и аккуратненько сдернули себя с мели. И только потом дружно выдохнули.

— Школа школой, а всё познается на практике, — заметил Женя.

В компании с хорошей ясной солнечной погодой и песнями Александра Розенбаума мы отправились дальше в путь. На сегодня наша задача – это дойти до порта Оса – некогда самая восточная точка нашего государства Российского. Рассчитываем к вечеру быть там.

Сделали сегодня еще одно немаловажное дело – настроили интернет на все наши гаджеты. Теперь и ноутбук, и планшет, и телефон связаны между собой, а планшет работает точкой доступа Wi-Fi. Как оказалось, всё довольно просто настраивается. Теперь мне очень удобно писать тексты на ноуте, а не мучиться с планшетом, с чем я себя и поздравляю!

Safety First

31 мая 2015

г. Оса
Расстояние до Москвы 2044 км.

К вечеру добрались до города Оса. Мы предполагали увидеть нормальный в нашем понимании город хотя бы с каким-нибудь подобием яхт-клуба, погулять там, поесть в кафешке, но наши ожидания были сильно преувеличены.

Городок оказался сильно смахивающим на деревню, дороги не асфальтированы, шашлычка на берегу начинает работать только 5 июня, на нас и наш корабль смотрели, не скрывая любопытства. Добрые люди на катерке подсказали нам, где у них пристань, и всё это время следовали за нами и даже украдкой снимали нас на видео. Мы, по-видимому, произвели фурор. 

Пришвартоваться с первого раза у нас не получилось, конец с «Крузенштерна» почему-то не выдержал и лопнул… Тут же к нам подбежали два очень непосредственных пацанёнка лет десяти-одиннадцати и начали закидывать нас вопросами:

— Это чё у вас, яхта? А что это за штуковина (показали на мачту)? А вы откуда приехали? А можно у вас там всё внутри посмотреть? А, может, вы нас покатаете?

Катать мы их, конечно, не стали, а вот экскурсию по Арго им провели. Как они восхищались, как удивлялись, завидовали, не скрывая своей зависти. А я завидовала их непосредственности и естественности. В городе, а особенно в Москве, таких детей теперь редко встретишь. Мы не оставили их ни с чем, показали яхту, разрешили посидеть за штурвалом, ответили на все вопросы, даже угостили бананом. Они нам в благодарность дали совет держать поблизости биту или дробовик. Этот совет нас насторожил, и немного пройдясь по так называемому «городу» Оса, мы решили переночевать на якоре где-нибудь невдалеке.

Солнце уже клонилось к закату, река стала как свинцовая, был момент, когда одновременно было видно и солнце, и луну, и первую звезду. Нагретые за день сосны стали остывать, и над рекой разлился непередаваемый аромат леса. Так чист и свеж был этот запах, что невозможно было надышаться. Чего только в нём не было: и свежесть воды, и благоухание сосновой смолы, и легкий запах травы, и еще что-то такое неуловимое и очень знакомое, может быть, это был запах счастья?

Вечер прошёл чудесно. Мы поужинали на палубе при свечах, пообщались с родными по скайпу, нагляделись на наших деточек-конфеточек и счастливые легли спать.

Старпом

Вблизи г. Оса
Расстояние до Москвы 2065 км.

Итак, сегодня наступил тот самый день, который обязательно случается в жизни каждого яхтсмена и которого все яхтсмены так боятся. У нас сломался двигатель. Случилось это прямо в тот момент, когда Женя поднимал якорь, я переключала передачи: с передней на заднюю и наоборот и тут как шарахнет, как начнет там что-то в трюме у нас стучать и тарахтеть.

Капитан принял правильное и молниеносное решение – срочно глушить двигатель и еще срочнее заводить второй – навесной, потому что без якоря нас уже начало сносить к берегу на мель. В общем, всё было сделано верно. Когда мы вышли на судовой ход, Женя нервно перекурил и пошёл смотреть, что там с двигателем, я же осталась за штурвалом.

В общем, приключилось у нас следующее: вырвало кардан, идущий от двигателя к реверс-редуктору, потому что, как предполагает Женя, Сергей – бывший владелец яхты не затянул какой-то болт. Кардан повредил кран от кингстона и какую-то трубочку, к нему ведущую. Я, если честно, сама не совсем поняла, что там произошло, но Женя разобрался, всё исправил, и уже через 4 часа мы шли на отремонтированном двигателе. За эти 4 часа непрерывной вахты на солнцепеке за штурвалом я ужасно устала и, только отоспавшись в прохладной носовой каюте, пришла в себя.

Когда долго стоишь за штурвалом, быстро становится скучно. Радио ловит не везде и не всегда такое, чтоб устраивало. Музыка надоедает, и тогда спасением от скуки становятся аудиокниги. Сергей оставил нам на память диск с некогда очень популярной книгой «Ай гоу ту Хайфа». Книга потрясающая, а в исполнении Николая Фоменко просто бомба. А ведь тема какая подходящая – про двух советских мужичков Иванова и Рабиновича, решивших эмигрировать из СССР в Израиль на яхте. Периодически мы с Женей чувствовали себя в точности как они. Спасибо Сергею за такой отличный подарок!

Солнце все эти дни было по-летнему активным, поэтому мы порядочно загорели. И всё это время не мылись, ограничиваясь лишь умыванием и чисткой зубов. Но сегодня утром настал тот момент, когда помыться хочется так, что вода температурой 15 градусов не кажется такой уж холодной. Первым решил рискнуть Женя. Окунуться силы духа у него не хватило, тогда на помощь пришла я с ведром. Из-за борта я зачерпывала воду, обливала Женю, а он, визжа и матерясь, намывался. Потом и я тоже решилась. Эта процедура очень нас приободрила. Будем стараться теперь делать так каждое утро, тем более что вода с каждым днем становится все теплее. В 22.30 температура воды за бортом была 23 градуса.

Заночевали мы возле г. Чайковский, не добрались до него каких-нибудь 10 км. Завтра утром будем проходить очередной шлюз. До Москвы осталось 1929 км.

Дозаправка

1 июня 2015
г. Чайковский
Вчера попросила Женю подключить холодильник, стало так жарко, что я испугалась за продукты. Обычно они у нас хранились под пайолом, и там было довольно прохладно, но когда вода нагрелась до 23 градусов (в водохранилище всегда теплее), хранить там продукты стало опасно. Холодильник у нас небольшой, питается от 12V, думали, что хватит нашего нестарого аккумулятора, но, увы… 

Утром он был такой разряженный, что ни свет, ни радио не включались. Хорошо, что для двигателя предусмотрен второй аккумулятор, поэтому с ним-то проблем у нас не было. Заночевали мы вчера поблизости от г. Чайковского и ночью было понятно, что город этот большой, настоящий – весь берег горел огнями, видны были заводские трубы, краны, освещенные дороги, многоэтажные дома.

Между прочим, Чайковский – совсем молодой город, основан в 1955 году. Население изначально было 10 000 человек, сейчас составляет 80 000 чел.

И вот сегодня через 1,5 часа пути от нашего места стоянки мы уже подходили к городу. Порт здоровенный, стоит несметное количество кораблей, все такие старые и потрёпанные, что жалко было на них смотреть и названия у всех как на подбор: Мариуполь, следом Кандалакша, Ржев, в общем, названия городов. Так это грандиозно смотрелось… И вдруг почему-то мне стало понятно, что страна наша очень большая и оттого не очень ухоженная. А по рекам её уже столько лет ходят такие огромные усталые корабли и что-то куда-то везут и везут, и будут ходить, и будут тащить, везти, нагружаться, разгружаться… И так будет вечно…

В общем, места мы там себе не нашли. Решили вызвать по рации диспетчера шлюза, девушка нам подсказала, на каких каналах обитают диспетчера причалов, и с одним из них нам удалось договориться. Он объяснил, куда нам можно встать, но когда мы уже собирались швартоваться, вдруг увидели, что совсем рядом пустует причал для пассажирских теплоходов. Недолго думая, мы встали там, спокойно и уверенно пришвартовались и в течение пары-тройки часов решили все свои насущные проблемы – пополнили запасы топлива, воды, провианта, заодно посмотрели на город. Надо сказать, что он нам очень понравился, хоть он и маленький и, конечно, не такой ухоженный, как Москва, но люди в нем приветливые и доброжелательные, на улицах достаточно чисто, везде мамы с колясками, прямо возле причала огромный парк культуры с замечательным сосновым бором. Сегодня там было весело, звучала музыка, работали аттракционы, ведь мы попали сюда аккурат в день защиты детей. Чувствуется, что когда-то в советское время Чайковский претендовал на самый благоприятный для жизни город в Пермском крае. Сейчас же он живет переработкой газа (здесь в центре города стоит огромный офис «Газпрома») и туризмом (здесь всегда останавливаются речные круизные лайнеры, а еще в пригороде построена впечатляющих размеров горнолыжная база «Снежинка»).

Самый высокий шлюз из когда-либо пройденных

Но особым впечатлением сегодняшнего дня было прохождение шлюза. Это было нечто… Вообще-то мы ожидали примерно того же, что было в Перми. Но мы не учли, что в Перми шлюзы строились в 1937 году, а в Чайковском на тридцать лет позже, а за это время многое поменялось. Если в Перми шлюз состоит из пяти камер, каждая из которых понижает уровень воды метра на 3 или 4, то в Чайковском камера одна, зато сразу опускает тебя метров на 20.

В общем, если кому интересно, слушайте, как проходить шлюзы. Сначала подходишь к шлюзовым воротам, они открываются, заходишь в камеру шлюза, швартуешься к одному из поплавков – это такие вмонтированные в бетонную стену крюки на колесах, которые как поплавки опускаются или поднимаются вместе с уровнем воды. Ворота сзади закрываются, во всех шлюзах это происходит по-разному: они могут распахиваться как двери, подниматься вверх, уходить вправо или влево. 

В нашем случае ворота поднялись из воды и отрезали нас от Воткинского водохранилища, потом понижается уровень воды в камере и судно вместе с поплавком и привязанными к нему швартовыми опускается вниз (это в нашем случае, т.к. мы спускались вниз по течению). Всё это выглядит, конечно, жутковато… 

Поплавки скрипят и скрежещут, изо всех отверстий в бетонных стенах шлюза начинает сочиться вода, ворота сзади, которые как ты знаешь, держат просто чудовищную массу воды, будто кряхтят и стонут, из щелей тоже бежит вода, смотреть туда даже не хочется. А вода всё опускается и опускается, и вот над нами уже 20-25 метров бетонных стен, наша яхточка кажется такой несчастной в этой каменной ловушке, и уже очень хочется, чтобы всё это быстрее закончилось. Ощущение такое, что нас погружают в преисподнюю и выхода из неё нет и не будет. Примерно через полчаса этой пытки наконец-то разверзаются ворота впереди, медленно и торжественно они распахиваются, как врата рая, и мы быстро-быстро выгребаем оттуда, счастливые оттого, что всё закончилось.

Мы пытались определить глубину воды в камере с помощью нашего картплоттера, но эхолот не видел дна в облаке песка и ила и каждый раз давал противоречивые показания. Так что мы до сих пор не знаем, какая всё-таки глубина была под нами.

И самое интересное, что вся эта процедура происходила только ради нас. Ради нас совершенно бесплатно были перекачаны тонны воды, исполинские ворота закрывались и открывались только для того, чтобы наша малюсенькая яхта перебралась вниз по течению реки Камы. Никто нас и словом не попрекнул, нас не заставили ждать других больших кораблей, просто ,И это называется свобода передвижения, на которое все мы, граждане РФ, имеем право по конституции. Так что, пользуйтесь, граждане.

В связи с севшим наглухо аккумулятором мы остались без полюбившихся нам Иванова и Рабиновича. Хорошо, что эту книгу я «читаю» именно сейчас, сейчас она по-другому для меня звучит. Хотя мне ее рекомендовал папа, когда мы ещё только начали думать про путешествие на яхте. Теперь я понимаю, почему она ему так понравилась.

Выйдя на Каму после Чайковского, сразу почувствовали, как всё изменилось. Вода в реке опять стала холодной, всего 13 градусов и нашим продуктам сразу стало лучше. Воздух над рекой тоже стал прохладным и теперь солнце уже не утомляет своей навязчивостью, а нежно ласкает. Скорости нам добавило течение, теперь мы уже не тащимся 10-11 км/ч, а мчимся 15, а иногда даже 16,5 км/ч. Течение такое сильное, что теперь приходится крепко держаться за штурвал и корректировать ход Арго, этим водоворотам только дай волю, развернут яхту и не поморщатся.

Такими темпами мы планируем завтра вечером уже быть в Набережных Челнах. Очень хотим устроиться в приличный яхт-клуб, где можно подключить береговое питание, помыться, постираться, ну и всё в этом духе.

Только что прошли город Сарапул, с реки он смотрится очень величественно и торжественно. У самой реки на обрывистом берегу какое-то поместье, чуть выше златоглавая церковь, неплохая набережная, купеческие домики. Очень интересное место. Останавливаться мы здесь не стали, просто насладились прекрасными видами.

Сегодня подсчитали наши топливные затраты. Для особо любопытных докладываю: за 340 км. пути мы потратили 40 литров дизельного топлива и 60 литров бензина.

Халявщики 😉

2 июня 2015
Якорная стоянка
Расстояние до Москвы около 1800 км.

Вчера решили идти до последнего и ближе к 23.00, когда уже практически ничего не было видно, мы на карте наконец-то нашли якорную стоянку. В темноте мы её не видели, видели только огни каких-то огромных судов. Пошли на огни, оказалось, это и есть та самая стоянка, на которой уже стояли баржи.

К одной из них мы в наглую пришвартовались, и только когда к нам вышел мужичок с фонариком, попросились переночевать, а потом уж и совсем обнаглели: спросили, нет ли у них берегового питания. Мужички, а их оказалось человек шесть, побросали все свои дела, забегали, засуетились и в итоге со следующего после баржи корабля, стоявшего в метрах в 40 от нас, кинули нам 220V. Вот ведь радость-то какая! 

Мы-то думали, что ужинать будем при фонаре или при свечах, а тут и свет включился, и радио, и все наши гаджеты мы подзарядили, а главное, за ночь совсем пришел в себя наш аккумулятор. В благодарность за всё мы наших новых знакомых угостили тортиком, который только утром купили в Чайковском. Кстати, несмотря на поздний час и расслабленную обстановку, все они были трезвые, и наш тортик был очень уместен на их безалкогольном столе. Женя всё никак не мог наговориться с настоящими речными волками о всяких там капитанских делах и был восхищен тем, как выглядит изнутри настоящая капитанская рубка настоящего большого судна.

Надо сказать, мы вчера очень удачно и очень вовремя нашли место для стоянки. Когда мы еще только собирались ужинать, в небе повсюду полыхали зарницы и гремели молнии, а уж когда легли спать, началось светопреставление. Громыхало, сверкало и лило, дул сильный ветер, но нас это мало заботило, потому что мы были накрепко пришвартованы к гигантских размеров барже, а сама стоянка была укрыта от большой воды косой высотой метров шесть.

Планы на сегодняшний день грандиозные – дойти до Набережных Челнов, а это ни много – ни мало 150 км. Для этого уже в 7.00 мы были на ногах, завтракали, умывались, чесались и зевали в пути. Благо, погода стоит изумительная, нет даже намека на вчерашнюю грозу. Всё располагает к умиротворению и покою.

Единственные существа, которые постоянно омрачают нам наше путешествие, — это мерзкие, гнусные, отвратительные кровососущие, начиная от мелкой мошкары и заканчивая противными слепнями (или оводами). Вечерами грызут комары (мы к этому уже привыкли, брызгаемся реппелентом, а ночью зажигаем спираль), а днём донимают слепни (им никакая брызгалка не страшна). Вот это я считаю, самый большой и огромный минус путешествий по нашей большой и необъятной родине. Эти мелкие гады могут испортить любой отпуск. Поэтому я очень хорошо понимаю тех, кто скептически относится к таким видам отдыха, как рыбалка, турпоход с палаткой, собирание грибов. Ну да всё это мелочи. Зато как приятно, когда на борт к нам залетают другие маленькие, но очень милые и симпатичные существа – я говорю о птичках. Как-то раз на леерное ограждение к нам сели две ласточки, а может, это были стрижи. Посидели, отдохнули и полетели дальше. А еще частенько прилетают маленькие серые птички размером с воробья с яркими черными и белыми полосочками. Не знаю, как они называются, может быть, сойки. Они очень любопытные и бесстрашные. Очень они любят нашего тузика исследовать, Женя считает их пакостными и ворчит на них – ему потом от следов их жизнедеятельности всего тузика отмывать.

Очень тёплый приём в яхт-клубе "Навигатор" (г. Набережные Челны)

3 – 4 июня 2015

Наше пребывание в гостеприимнейшем городе Набережные Челны продолжается. Сегодня к нам присоединился еще один член команды – Алексей, Женин коллега с «Оконного континента», мы встретили его аэропорту, а потом все вместе побывали в местном краеведческом музее. Как же нам там понравилось. Замечательная экспозиция, очень приветливые экскурсоводы, а самое интересное – эта сама история города.

Поселение берет свое начало в начале 18 века, когда сюда пришли поселенцы во главе с Иваном Поповым из Центральной России, здесь же было выстроено укрепительное сооружение, и отсюда осуществлялась оборона от набегов с востока кочевых племен. С тех пор городок рос, богател, сюда приезжали русские, оседали татары, появлялись купцы и, что интересно, все они мирно сосуществовали.

 В музее мы видели избу русскую и татарскую. А еще в 1921-1922 гг. город сильно пострадал от голодовки. На фотографии с тощими, голодными детьми просто невозможно было смотреть. В те годы население Набережных Челнов уменьшилось на треть.

Новый этап в жизни города начался в 1969 году, когда начали строить Нижнекамскую ГЭС, а затем и КамАЗ. Такими ударными темпами как Набережные Челны, не строили еще ни один город в нашей стране. В общем, интересного узнали много. Особая гордость, конечно, это участие в ралли «Париж-Даккар» их местной команды «КамАЗ мастер». Наш сопровождающий Олег, оказалось, тоже участвовал в подобном мероприятии, только не для грузового транспорта, а для джипов – называется «Шёлковый путь».

А еще мы сегодня побывали в гостях у Александра Максимовича на его шхуне «Святой Николай» (шхуна – это такая длинная яхта с двумя мачтами), он купил только стальной корпус, всё остальное, включая оборудование и отделку, мастерил самостоятельно. Человек он со средствами, поэтому сделал всё очень дорого и красиво, мне лично его яхта очень понравилась. Этим летом он с женой планирует дойти на этой шхуне до Таиланда, да там и остаться, тем более, что уже несколько лет каждую зиму он проводит там. Чувствуется, что человек он деятельный и деловой, и несмотря на свои 68 лет, всё еще занимается благоустройством яхты. Потом и он посетил нашу лодочку и по достоинству оценил труд ее создателя. Показал, где и что бы он поменял, но в целом, дал положительную оценку нашей яхте.

Вечером нам пообещали баню, я очень рада, т.к. жутко хочется помыть голову, а завтра утром уже собираемся уходить дальше.

Суровый яхтинг

5 июня 2015

Расстояние до Москвы 1660 км.

Трое в лодке

Сегодня рано утром мы покинули город Набережные Челны. И хотелось и в то же время не хотелось уезжать отсюда. Так здесь хорошо, так душевно, так просто и так легко… Но время не ждет, а нас ждут новые города, новые люди, новые впечатления.

Вчера был устроен тихий дружеский прощальный ужин. Мы приятно посидели, поболтали, нажарили шашлыков. Нас немного повеселил Женя – пытаясь спастись от вездесущих комаров, схватил брызгалку со стола и от всей души оросил себя. Размазал сие снадобье по рукам, поднес ладонь к носу, понюхал, потом почитал надпись на бутылочке и в этот момент всё прояснил Олег.

— Женя, это же масло оливковое, им брызгать на овощи надо.

Весь вечер мы над Женей посмеивались, называли его бодибилдером и шутили, как прекрасно он теперь отблескивает при свете фонарей.

Сразу хочу сказать всем Набережночелновчанам (надеюсь, что так правильно ) огромное спасибо за весь тот радушный приём, который нам оказали, за потраченное на нас время в поездках по магазинам запчастей, за дельные советы, за интересные рассказы. Но особая наша благодарность Олегу, одному из руководителей яхт-клуба, за невероятное участие в нашей судьбе, за чуткость и заботу. От всей души желаем всем вам процветания, новых достижений и побед, пусть всегда для вас будет открыт весь мир…

Итак, наша команда в составе из трёх человек (капитан Романов, кок Мария, и помощник капитана Алексей) сейчас приближается к Нижнекамскому шлюзу, находящемуся в г. Набережные Челны. Швартовые концы к шлюзованию я подготовила, могу теперь и своими заметками заняться.

Пока мы гостили в Перми, мы познакомились со многими членами яхт-клуба, и о некоторых из них мне бы хотелось рассказать поподробнее, например, об одном из сторожей – Игоре.

Это такой простой, невзрачный и ничем не примечательный на вид мужичок лет 50-ти, одно только бросается в глаза – у него на руках сильно не хватает пальцев. Первая моя мысль – наверняка на станке оттяпало, а оказалось всё по-другому. Он сам нам рассказал эту историю на одной из посиделок.

Года четыре назад был он на зимней рыбалке. Даже упомянул, что было это 14 февраля. Порыбачил, стал возвращаться домой, как раз в это время воду на плотине «сбросили» и лёд кое-где полопался. Он провалился, варежки, сапоги скинул, выбраться не смог, единственное, что ему оставалось, это хвататься за лед, ломать его и пробираться таким образом к берегу. Говорят, так делают лоси, когда проваливаются под лед. Добрался-таки, какие-то мужики оказались на берегу, вызвали скорую, его, уже потерявшего сознание, увезли. Очнулся он в реанимации – без пальцев на руках, зато ноги остались невредимы. Интересно, что первое, что он сказал, когда увидел свои руки без пальцев – нормально, червяка насадить можно, значит, всё не так плохо…

С тех пор вышел на пенсию по инвалидности и сторожит яхт-клуб. Сколько мы его видели, он все время рыбачил на причале и при нас ни разу не был пьяным. Он всегда как-то застенчиво всем улыбается, такой спокойный, тихий, но по поводу своей инвалидности не горюет, подшучивает над собой. Эдакий человек-штиль. Даже такое событие, как потеря пальцев на руках, не изменило его общего жизненного настроя. Такая вот история.

Пишу эти строки на расстоянии 50 км. от Набережных Челнов. Сегодня не что-то, сегодня всё, что только можно, пошло не так… К шлюзу мы подошли не вовремя, здесь таких малявок, как мы, одних не шлюзуют. Пришлось около часа ждать баржу с оригинальным названием «Таити», а толкал ее кораблик «Байкер». Потом мы не смогли пришвартоваться с первого раза, пришлось сдавать назад, крутиться в узком шлюзе, в этот ответственный момент у нас отказывает стационарный двигатель, на всем ходу кормой бьемся о стенку шлюза, повезло еще, что подвесной движок не пострадал. На нем мы кое-как пришвартовались, дождались, когда откроются ворота и, отдав концы, начали движение из шлюза. Баржа, которая стояла рядом с нами, тоже пошла вперед, а шлюз узкий, капитан кораблика выскочил из рубки и матом стал крыть нас, на чем свет стоит.

— Куда прётесь, щаз затру вас к стене, вашу так-перетак…

Получается, мы плохо слушали диспетчера, по его команде первым должен был идти Байкер. Из этого вывод – не понял диспетчера, лучше несколько раз переспросить.

Погода нам тоже не дала расслабиться, поднялся встречный ветер, нагнал волны высотой до метра, мне за штурвалом было несладко. Мужики тем временем разбирались с двигателем, опять в кардане сломался какой-то болт, а высверлить его останки никак не получалось. По дороге увидели баржу на якоре, по рации попросили оказать помощь в ремонте. Пришвартовались к ней, качка была порядочная – погнули леерные стойки, деталь наладили, вроде и двигатель починили и завели, но выяснилось, что это еще не всё. На ходу там уже ничего не отремонтируешь.

Опять нас выручает подвесной мотор, на котором мы сейчас благополучно идем дальше. Недавно прошли город Елабугу. Здесь родился и жил великий живописец Шишкин, здесь же он писал свои замечательные, знакомые всем с детства картины. Сейчас, правда, пейзажи совсем другие, и тем не менее – места примечательные. Рельеф местности по сравнению с Верхней Камой изменился, по правому борту от нас берег обрывистый, с симпатичными холмиками, поросшими зеленой травкой, слева от нас берег пологий. Река здесь неширокая, красиво извивается, куда ни глянь, везде чудо как хорошо.

А я сегодня впервые ощутила первые признаки морской болезни. Пока мы стояли у баржи, меня порядочно укачало, но стоило только пойти дальше, всё стало нормально. На скорости уже так не качало и не трясло.

Первый шторм

Вблизи города Чистополь
Расстояние до Москвы 1515 км.

Медленно, но верно мы приближаемся к Москве. Сегодня уже к вечеру планируем быть в Казани. За сегодня нам предстоит пройти 180 км. Скорость на данный момент хорошая, встали мы сегодня ни свет, ни заря в 05.30, так что все шансы успеть в Казань затемно у нас есть.

Так рано пришлось проснуться не по своей воле. Просто теплоход, к которому мы по старой доброй традиции пришвартовались на ночь, в 06.00 уже должен был куда-то ехать по своим делам. В любом случае, большое этим ребятам человеческое спасибо за то, что приютили нас, дали нам электричество, помогли болтами и гайками, необходимыми в ремонте нашего стационарного двигателя, – и теперь мы идем под ним.

Мы даже придумали вчера шутку – что баржи и теплоходы, стоящие на реках нашей родины, – это всероссийская сеть яхтклубов. За стоянку и болты опять рассчитались сладеньким – на этот раз это было татарское национальное блюдо «Чак-Чак».

Кстати, о гастрономических находках в этом путешествии: само собой, это уже упомянутый выше «Чак-Чак». Не скажу, что он сильно мне понравился, довольно приторный на мой вкус. А еще одна штука – это каймак, я о таком вообще даже не слышала. Увидела коробочку в молочном отделе, взяла попробовать. Потом выяснилось, что это всего лишь сливки, но не простые, а шестидесятипроцентные. То есть это и не сметана, и не масло, и не обычные в нашем понимании питьевые сливки. Вкусная штуковина. Интересно, если их взбить, что получится: взбитые сливки или масло? Я не пробовала, мне нечем взбивать, а вот на печеньку намазывала, вкуууусно…

Путешествие наше сегодня проходило нелегко. Мы, кстати, приближаемся к Волге, куда впадает Кама, т.е. в этот самый момент проходим по устью Камы. Обстановка там всегда сложнее, чем везде, площадь водохранилища большая, и поэтому даже небольшой ветер разгоняет приличные волны. Но сегодня нам особенно «повезло» — штормило так, что ой-ей-ей. Меня очень быстро укачало, пока сидишь наверху, еще нормально, а в каюте было совсем плохо. Некоторые волны были под 2 метра высотой, хорошо еще, что ветер дул нам в лицо, если бы был боковой, было бы совсем плохо. Мы все как по команде, хотя никто такой команды не давал, одели на себя спасательные жилеты и до конца шторма пробыли в них.

Описать качку словами очень трудно, это надо испытать на себе. Но организм в принципе у всех испытывает одно и то же – панику. Я прямо физически ощущала, как моему мозгу категорически не нравится, что происходит. Успокоить его можно было, только если давать ему наблюдать за горизонтом. А в каюте всё, капец, он начинает судорожно искать причину всех этих странностей и делает вывод – это отравление. Надо срочно избавляться от всего, что есть в желудке, тем более что желудок тоже не очень-то доволен – его то подбрасывает, то опускает, то переворачивает. Слава Богу, всё это продолжалось не больше двух часов и до самого неприятного дело не дошло. Я всё думала, хорошо, что мы сейчас не в море, а всего лишь в водохранилище и берег вот он, в нескольких десятках метрах. И, честно говоря, желания испытать то же самое на морских просторах у меня нет и не предвидится.

Во время этой качки опять не выдержали болты на дизеле, сейчас идем на подвесном двигателе. И нашу носовую каюту через вентиляционное отверстие залило водой. Теперь на солнышке пытаюсь просушить одеяла и простыни.

Погода очень быстро меняется. Тучи с сильным ветром и дождем сменяются по-летнему приветливым солнцем. Правда, довольно сильно похолодало.

На яхте Степан

До Казани мы так и не добрались. Решили не рисковать и остановиться за одним из мысов в Камском Устье. Там было довольно тихо, несмотря на то, что ветер на реке не унимался даже ночью. Почти сразу же к нам подошли две парусные яхты из Казани и спросили, не нужно ли нам чего. Удивительное всё-таки это парусное братство… Мы опять разжились у них болтами на наш движок, познакомились, попили вместе чай и переночевали вместе, пришвартованные друг к другу бортами. 

Одна из яхт была просто удивительная – о таких, наверное, мечтают все мальчишки, которые хотят стать пиратами. Путешествовала на ней семья с сыном лет девяти и друзьями. Сделана она из алюминия, снаружи по всему корпусу заклепки и покрашена в черный цвет. Палуба, мачта, штурвал, разные ящички и отделка внутри деревянные, такелаж тоже соответствующий – как на средневековых кораблях. 

Такой красоты я ни на одной самой пафосной выставке в Москве не видела. Самое удивительное это то, что хозяин яхты Паша сделал её сам. Чувствуется, что человек он очень творческий, увлеченный и с хорошим вкусом. Замечательное знакомство! Спасибо вам, ребята, за ваше участие в наших бедах!

 

7 июня 2015

пос. Камское Устье
Расстояние до Москвы 1390 км.

Погода сегодня не намного лучше вчерашней. Так же сильно дует встречный ветер (в сленге яхтсменов называется «мордотык»), на большом пространстве Камского устья он разгоняет очень неприятную волну. Но мы все-таки решили двигаться дальше, тем более, что от вчерашних туч не осталось и следа, небо голубое и ясное. Вышли мы раненько, еще не было и семи утра, почти сразу пересекли границу, условно разделяющую Каму и Волгу. Оказавшись в Волге, к ветру и волне нам добавилось встречное течение, ведь теперь мы идем уже не вниз, а вверх по реке. Скорости нам это, конечно, не добавило, а совсем наоборот, опять прилично качало, но мой организм уже довольно хорошо приспособился. Я спокойно могу находиться в каюте и даже приготовила обед. Вчера об этом не могло быть и речи. И еще во время качки мне жутко хочется спать и спится так сладенько. А Женя и Леша, наоборот, никак не могут заснуть во время пути. Мы все сейчас сменяемся за штурвалом, поэтому времени поваляться и поспать предостаточно.

Итак, вот уже несколько часов мы шпарим по Волге-матушке. Слева от нас берег отвесный, справа – пологий, и на том, и на другом берегу деревушки и церквушки. Красотаааа…

И вот в 18.00 мы в Казани…

Мечеть Кул Шариф

Расстояние до Москвы 1315 км.
Я уже понемногу начинаю привыкать к гостеприимству яхтсменов. В яхт-клубе «Локомотив», где нас тоже очень тепло встретили и, что удивительно, опять не взяли с нас денег. Кстати, за все время пути мы еще ни разу не заплатили за стоянку (ни в яхт-клубе, ни возле барж и пароходов), если, конечно, не считать тортиков…
Яхт-клуб богатый: здесь и душ, и нормальный туалет (а не а-ля сортир), ресторан, кафе, рядом пляж, волейбольная площадка. 

Вечером мы все втроем пошли прогуляться по Казани. Первым делом отужинали в «Хинкальной», совсем рядом с железнодорожным вокзалом. Было очень вкусно. А в качестве развлечения нам предложена была живая музыка. Вообще мне не нравится, когда в ресторане громко поют, потому что беседа за столом умирает сама собой. 

Основная масса песен больше раздражала, чем приносила удовольствие, но была-таки там одна заводная, задорная грузинская плясовая, от которой, как говорится, ноги сами в пляс идут. Отличная песня, теперь жалею, что не уточнила, как она называется и кто исполнитель.

Когда мы вышли из ресторана, на улице уже смеркалось… Вечерняя Казань замечательна, машин даже в центре города немного, везде горят фонари, Казанский Кремль красиво подсвечен, много современных зданий из стекла и бетона, и, как ни странно, они очень органично вписываются в архитектуру города. Везде чисто, аккуратно, видно, что многие дома отремонтированы недавно. Из минусов – очень мало деревьев, в скрытых от посторонних глаз дворах довольно неприглядно.
А сегодняшнее утро началось с неприятной новости – Алексею нужно уехать в Москву по семейным обстоятельствам. Немного пришибленные этим событием, пожелав ему счастливого пути, мы распрощались и пошли прогуляться уже по дневной Казани. Среди солидных и дорогих ресторанов города нам удалось найти обычную шашлычную, прямо в центре города, в которой за 250 рублей на двоих мы от пуза наелись вкусной традиционной татарской едой. Вдохновленные, зашли в ЦУМ и с очень хорошими скидками приобрели Жене одежду на выход. Красивые и модные, посетили Казанский Кремль, на территории которого в 2005 году была построена самая большая в России мечеть. Я думала, что таких как я в шортах и без платка, туда не пускают. Оказалось, что это не проблема. Прямо на входе (как в наших православных монастырях) выдают платок и накидку, что прикрыть ноги и – пожалуйста, проходи! Я впервые в жизни была в мечети и мне там понравилось. Сделано там всё очень шикарно, дорогой мрамор, шикарные витражи на окнах, повсюду на стенах золоченная арабская вязь, постоянно один из служителей читает Коран и это создает очень волнительное чувство, подобное тому, что испытывает каждый православный, когда слышит церковный хор или звон колоколов. В этой мечети меня настигло чувство дежа-вю, как будто всё это я уже видела или мне всё это очень знакомо. Такие чувства меня одолевали в ОАЭ, когда я была там в 2008 году. Мне было необъяснимо близко всё, связанное с этой страной, их верой, культурой. А пустыня меня просто заворожила. Где-то я прочитала, что дежа-вю можно объяснить тем, что человеку приходилось испытывать то же самое в прошлой жизни. Вот и я иногда думаю, что в прошлой жизни я родилась в какой-то арабской мусульманской стране. Кто знает, кто знает…

Мы не забыли и про ремонт двигателя, который нам обязательно нужно было сделать, чтобы идти дальше. Ради этого мы посетили «Леруа Мерлен» и набрали там целые россыпи болтов, гаек, шайб на любой случай жизни.

Кстати, транспортное сообщение в Казани – это тоже безусловный плюс. Метро понятное, быстрое, комфортное. На каждой станции есть интерактивный стенд, с помощью которого можно ознакомиться с достопримечательностями города. На карте города можно выбрать любое место и почитать о нем, узнать, как туда добраться, как работают музеи и сколько все будет стоить. Очень занятная штуковина. Не обращала внимание, а есть ли такие в Москве? Если нет, то стоит подумать об их внедрении. Автобусы ходят часто, и в них существует такое забытое явление как кондуктор. Давненько я их не встречала. А ведь это так удобно. Всегда есть у кого спросить, куда идет автобус, на какой остановке выйти и не нужно искать, где заранее купить билет на автобус.

Вечером пришлось и мне собираться к детям в Украину. Непредвиденные семейные обстоятельства и меня заставили покинуть нашу приветливую яхту. Женю, конечно, расстроил тот факт, что он остался совсем без попутчиков, но бросить яхту на полпути он категорически отказался. Немного подумав и успокоившись, он решил, что всё к лучшему и теперь он, наконец, сможет побыть настоящим морским (точнее, речным) волком, испытать себя в этом путешествии на все 100%.
Путевые заметки решили писать сообща. Посмотрим, что из этого получится. А сегодня в 21.41 мой поезд Казань-Москва отправляется с первого пути, уже завтра я буду в Москве, откуда вечером выезжаю в Киев. Так прервалось мое путешествие из Перми в Москву, но не путешествие Жени и нашей Арго. 

Так что все самое интересное еще впереди…

Описания продолжения путешествия не существует, только виде-отчёты (см. вторую и третью серии).

Автор: Мария Романова

<<< Вернуться в архив путешествий